Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


5.3. Творческое мышление

  Мышление может быть творческим (продуктивным) и нетворческим (репродуктивным). При творческом мышлении либо решается новая задача, которую ранее никто не решал, либо известная задача решается необычным, нетривиальным способом, который ранее не применялся. Другими словами, творческое мышление порождает какие-либо новые знания, новый материальный или идеальный результат. Благодаря творческому мышлению люди постоянно совершают новые открытия, преобразуя и совершенствуя мир вокруг себя.
  Известно множество примеров подлинно творческого мышления людей, занятых интеллектуальным трудом, например, учёных. Творческой может быть и практическая деятельность, причём не только скульптора, художника, режиссёра, но и инженера, бизнесмена, высококвалифицированного рабочего, крестьянина, если они своим трудом создают нечто новое, уникальное, необычное.
  Творческое мышление характеризуется следующими особенностями:
  • получением результата, которого раньше никто не добивался;
  • возможностью действовать различными путями, не зная, какой из них может привести к желаемому результату;
  • предварительной неизвестностью способов, с помощью которых этот результат может быть достигнут;
  • отсутствием достаточного опыта решения подобных задач;
  • необходимостью действовать самостоятельно и без подсказки.
  Одна из теорий, объясняющих природу творческого мышления, гласит, что люди могут демонстрировать два принципиально разных подхода к решению задач, названных «конвергентным» и «дивергентным» мышлением.
  Конвергентное (от лат. convergero - приближаться, сходиться) мышление - подход, при котором человек, столкнувшись с проблемной ситуацией, считает, что задача имеет единственное решение, и это решение необходимо найти, используя знания и логику. Соответственно, решение задачи осуществляется им путём поиска только одного правильного результата. Дивергентное (от лат. divergero - расходиться) мышление - подход, при котором человек в проблемной ситуации начинает генерировать как можно большее число различных вариантов, способов решения задачи. В этом случае мышление носит веерообразный, разветвлённый характер. Основу творческого мышления составляет именно дивергентное мышление .
  Будет ли мышление конкретного человека творческим, согласно другому подходу, зависит от таких индивидуальных особенностей данного психического процесса, как соотношение разных видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического), его самостоятельность, критичность, гибкость и быстрота. Под самостоятельностью мышления подразумевается умение увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и решить их своими силами. Критичность мышления предполагает умение строго оценивать, «дисциплинировать» работу мысли, тщательно взвешивать все доводы, подвергать намечающиеся гипотезы всесторонней проверке. Гибкость мышления проявляется в умении изменять намеченный вначале путь решения задачи, если он не удовлетворяет тем условиям, которые постепенно вычленяются в ходе её решения, и которые не удалось учесть с самого начала. Под быстротой мысли подразумевается скорость выполнения различных мыслительных операций, которая имеет свойство изменяться под влиянием эмоций и чувств - у некоторых людей под воздействием волнения (смущения, страха или др.) она резко снижается, тогда как у других - наоборот, возрастает.
  Некоторые исследователи подчёркивают, что в решении данного вопроса необходимо учитывать особенности личности в целом - ведь мыслит, думает не само по себе «чистое» мышление, а человек, обладающий определёнными способностями, чувствами и потребностями.

 
© www.txtb.ru