Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



5.1. Виды и особенности мышления

  Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия. Дальнейшее, более глубокое познание осуществляется с помощью мышления, благодаря которому человек способен мысленно проникать за пределы того, что доступно его органам чувств. Например, тот факт, что потолок белый или что у данной фигуры три угла, доказывать не надо, - это воспринимается человеком непосредственно, т.е. с помощью органов чувств. Но что квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов его катетов - этого никто не способен видеть непосредственно, как бы внимательно он ни вглядывался в прямоугольный треугольник и каким бы острым зрением ни обладал.
  Мышление (англ. thinking) - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщённого отражения действительности в ходе её анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.
  Обобщённое познание человеком действительности возможно благодаря выявлению общих и существенных свойств предметов и явлений, а также связей и отношений между ними.
  Необходимо подчеркнуть, что человеческое мышление - в каких бы формах оно ни осуществлялось - невозможно без языка. Речь даёт возможность «отвлечь» от познаваемого объекта то или иное его свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нём в специальном слове. В этом проявляется одно из принципиальных отличий между психикой человека и психикой животных.
  В свою очередь в неразрывной связи человеческого мышления с языком обнаруживается его социальная сущность. В процессе общественно-исторического развития вырабатываются, проверяются и уточняются разнообразные знания об окружающей действительности. Основные результаты этого познания фиксируются, закрепляются и сохраняются с помощью языка - в книгах и пр. Это обеспечивает преемственность всех накопленных в ходе человеческой истории знаний - передачу их от одного человека к другому, от поколения к поколению. Таким образом, процесс познания мира современным человеком оказывается обусловленным, опосредованным этими исторически накопленными и выверенными знаниями, которые он осваивает в ходе обучения.
  Под опосредованностью в приведённом выше определении подразумевается и то, что человек в познании окружающего мира использует вспомогательные приёмы и средства, коими являются операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, конкретизация) и формы (понятие, суждение, умозаключение) мышления .
  Мышление выполняет следующие функции: 1) расширение границ познания путём выхода с помощью умозаключения за пределы чувственно воспринимаемого; 2) раскрытие отношений между предметами, выявление существенных связей и отделение их от случайных совпадений; 3) обобщение; 4) планирование и предвидение наступления таких явлений, которые в данный момент не существуют; 5) переработка информации, которая содержится в восприятии, и проверка результатов мыслительной работы на практике.
  Виды мышления. Выделяют три основных вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
  Наглядно-действенным называют мышление, которое сводится к практическим действиям человека, реальному преобразованию с их помощью материальных, непосредственно воспринимаемых предметов. Это простейший вид мышления, свойственный не только человеку, но и высшим животным. Наглядно-образное мышление опирается на представления и образы: человек представляет ситуацию и изменения в ней, которые хочет получить в результате своей деятельности. Другими словами, задача решается не путём манипуляций с реальными предметами, а с помощью внутренних действий с образами этих предметов. Словесно-логическим называют высший вид мышления человека, имеющий дело с понятиями о предметах и явлениях, а не с ними самими либо их образами. Словесно-логическое мышление полностью протекает во внутреннем, умственном плане .
  Различают три основные логические формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.
  Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства и признаки можно разделить на две категории - существенные и несущественные. Например, каждый отдельный треугольник имеет три угла, определённые размеры - длину сторон и площадь, определённую форму и величину углов. Но только первый признак - существенный, он делает фигуру треугольником, позволяет отличить её от других фигур - квадрата, круга, трапеции. Остальные признаки лишь отличают один треугольник от другого, при их изменении треугольник не перестаёт быть треугольником. Понятие - это мысль, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений действительности. В понятиях наши знания о предметах и явлениях действительности кристаллизуются в обобщённом и отвлечённом виде. Поэтому понятие существенно отличается от образов восприятия и представлений, хранящихся в памяти: образы восприятия и представления конкретны, наглядны, тогда как понятие обладает обобщённым, абстрактным, не наглядным характером, оно значительно шире и полнее отражает действительность.
  Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками в форме высказывания - утверждения или отрицания. Суждения могут быть истинными и ложными, общими, частными и единичными:
  • в общем суждении утверждается или отрицается что-то относительно всех предметов или явлений одного класса, объединяемых понятием, например: «Все металлы проводят электричество»;
  • в частном суждении речь идёт только о части предметов или явлений, объединяемых понятием, например: «Некоторые курсанты умеют играть в шахматы»;
  • единичное суждение - это суждение, в котором речь идёт о единственном объекте, например: «Москва - столица России», «Пушкин - великий русский поэт», «Этот ученик плохо выучил урок».
  Суждения образуются двумя основными способами: 1) непосредственно - когда в них выражают то, что воспринимается; 2) опосредованно - путём умозаключений или рассуждений.
  Умозаключение (рассуждение) - такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая (выводя) его из исходных суждений. Умозаключение - это и есть основная форма опосредованного познания действительности. Например, если известно, что «все металлы проводят электричество» (первое суждение), что «олово - металл» (второе суждение) и что «данное вещество - олово» (третье суждение), то сразу можно умозаключить, т.е. сделать вывод, что «данное вещество электропроводно». Причём уже не требуется специально прибегать к непосредственно опытной проверке этого вывода.
  Различают три вида умозаключений: индуктивные, дедуктивные, по аналогии. Индукция - умозаключение, в результате которого от частных суждений делается логический вывод к общему суждению, т.е. на основании изучения отдельных фактов и явлений выводится некоторое общее знание. Дедукция - умозаключение, в результате которого от общего суждения делается логический вывод к частным, т.е. на основании знания некоторых общих закономерностей познаются отдельные факты и явления. Аналогия - умозаключение, в результате которого от частного суждения делается логический вывод к частному - на основе некоторых элементов сходства.
  Мыслительная деятельность осуществляется человеком с помощью мыслительных операций - анализа, синтеза, обобщения, сравнения, абстрагирования, конкретизации.
  1. Анализ - это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.п.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты. Именно с помощью анализа мы выделяем существенные свойства предметов, явлений, ситуаций.
  2. Синтез - это объединение выделенных анализом компонентов. Результатом синтеза является не простое их суммирование, а соединение на основе установления связей и взаимоотношений между различными элементами. При этом познаются свойства целого объекта, отличные от свойств составляющих его элементов2.
  Анализ и синтез всегда взаимосвязаны. Чтобы понять, например, способ действия нового для него двигателя, механик в мастерской прежде всего выделяет различные элементы, детали этого механизма (анализирует), затем сопоставляет их друг с другом, устанавливает между ними связь и начинает понимать, как одни из них воздействуют на другие (синтезирует).
  3. Обобщение - это процесс мысленного объединения предметов или явлений в группы по тем общим для них существенным признакам, которые выделены в результате предварительного анализа и синтеза.
  Общие для различных объектов свойства могут быть двух видов: 1) общие как сходные признаки ; 2) общие как существенные признаки. Как правило, первые выделяются в результате поверхностного, вторые - в результате углубленного анализа и синтеза. Для обобщения важно следующее правило: всякое существенное свойство является вместе с тем и общим для данной группы однородных предметов, но не наоборот - не всякое общее (сходное) свойство является существенным. Операция обобщения выполняет важную функцию в жизни человека - с её помощью формируются понятия.
  4. Сравнение - это сопоставление предметов или явлений с целью выделения в них общего и различного. Древнегреческий мыслитель Платон говорил: «Все познаётся в сравнении», считая, что мы познаём любой предмет, только приравнивая его к чему-то и отличая от чего- то. Действительно, с самого раннего детства человек сравнивает объекты, находит похожие и отличает от непохожих (например, кошку от собаки, стол от стула и т.д.), что ведёт к обобщению, усвоению понятий, классификации воспринимаемых объектов (животные, мебель).
  5. Абстрагирование - это мысленное выделение одного какого- либо свойства предмета или явления и отвлечённое, отдельное его рассмотрение. Выделенное в результате абстрагирования свойство мыслится независимо от предмета. Например, наблюдая такие объекты, как воздух, стекло, вода и др., мы можем выделить в них прозрачность как общий признак и мыслить о прозрачности вообще. Аналогичным образом мы можем рассматривать цвет, форму, массу предметов как абстрагированные от предметов физические явления.
  6. Конкретизация - это операция, противоположная обобщению: некоторое общее утверждение (или закономерность, свойство) переносится на конкретный, единичный объект, который соответствует этому общему. Например, курсант на практическом занятии описывает конкретный факт, в котором проявляется общее теоретическое положение, правило или закон (математический, физический и т.д.). Конкретизация имеет большое значение, в частности, в учебном процессе: она связывает наши теоретические знания с жизнью, с практикой и помогает правильно понять действительность. Отсутствие конкретизации приводит к формальному усвоению знаний, которые остаются бесполезными абстракциями, оторванными от жизни.


 
© www.txtb.ru