Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


4.1. Виды и особенности памяти

  Постепенное усложнение поведения человека по мере его роста и развития осуществляется за счёт накопления индивидуального опыта, которое было бы невозможно, если бы образы предметов и явлений, возникающие в коре мозга, исчезали бесследно. Человек не только воспринимает, но также запоминает, хранит, при необходимости припоминает и использует информацию, полученную им. Без этого он никогда не стал бы человеком, не смог бы ничему научиться, не смог бы создать орудия труда.
  Память (англ. memory) - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта (того, что он воспринимал, делал, чувствовал и т.д.).
  По своей жизненной функции память направлена не в прошлое, а в будущее: запоминание того, что «было», не имело бы смысла, если бы не могло быть использовано для того, что «будет». Физиологическую основу памяти составляет формирование условных временных связей в центральной нервной системе. Чем более жизненно необходима новая для человека информация, тем более прочная связь образуется между нею и уже имеющимся опытом.
  Виды памяти. Одно из преимуществ человека перед другими живыми существами заключается в том, что он обладает множеством видов памяти и по её возможностям превосходит не только животных, но и самые совершенные машины, включая ЭВМ. В структуре памяти можно выделить несколько её видов по пяти различным критериям - по содержанию, произвольности пользования, времени сохранения полученной информации, использованию мнемотехнических средств, участию мышления в процессах памяти.
  По содержанию выделяют двигательную, эмоциональную, образную, словесно-логическую память. Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Она служит основой для формирования навыков ходьбы, письма, трудовых и др. навыков. Эмоциональной называют память на чувства. Она позволяет регулировать поведение в зависимости от пережитых ранее чувств, обеспечивает способность к сочувствию, сопереживанию (другому человеку, герою книги или фильма и т.д.). Образная память - это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Её представления, в частности, связаны с профессиональной деятельностью. Например, штурман издалека способен по силуэту определить тип идущего судна, опытный механик в состоянии «на глаз» определить дефект той или иной лежащей перед ним детали механизма, сравнивая её с визуальным образом, сохранённым в памяти. Содержанием словеснологической памяти являются мысли. Данный вид памяти присущ только человеку (и является у него ведущим), тогда как другие описанные выше виды в своих простейших формах свойственны и животным.
  По степени произвольности пользования выделяют два вида: непроизвольную память, при которой запоминание и воспроизведение происходит без волевых усилий, само собой, и произвольную - память, управляемую волей человека, когда он сознательно ставит перед собой цель что-то запомнить или вспомнить (например, учебный материал, адреса, номера телефонов и др.).
  По продолжительности сохранения информации выделяют кратковременную, оперативную и долговременную память. Кратковременная память в течение 25-30 секунд сохраняет воспринятое, после чего впечатления исчезают. Этот процесс переживается как отзвук только что произошедшего («стоит перед глазами», «звучит в ушах» и т.д.). Данный вид памяти необходим любому человеку, но особенно важен для представителей некоторых профессий (например, переводчика, машинистки). Оперативная память - это запоминание данных на время, необходимое для выполнения действия, например, решения задачи. Когда мы выполняем арифметическое действие, то осуществляем его по частям; при этом мы удерживаем «в уме» промежуточные результаты, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату «отработанный» материал может забываться. Так происходит в любом сложном действии . Информация в оперативной памяти хранится от нескольких десятков секунд до нескольких дней. Долговременная - память принципиально иного рода, чем кратковременная и оперативная. Она может и реально хранит информацию сколь угодно долго, позволяя её неоднократно использовать без ущерба для сохранения. Причём долговременная память от повторного обращения к ней только улучшается.
  По использованию мнемотехнических средств выделяют два вида памяти. Опосредованная память связана с использованием человеком специальных приёмов и средств для запоминания, сохранения и воспроизведения информации - в отличие от непосредственной.
  По участию мышления в процессах памяти выделяют два её вида: механическую и логическую. Механическая память основана на простом, многократном повторении материала. С её помощью запоминаются таблица умножения, формулы и т.п. Логической называют память, основанную на понимании, осмыслении материала, на его представлении в виде легко запоминаемой схемы (плана, структуры).
  Отдельно выделяют генетическую память, через которую от родителей ребёнку передаётся совокупность физиологических, анатомических и психологических особенностей, определяющих индивидуально своеобразный физический облик человека, устройство его организма, элементарные врождённые психические явления, инстинкты и др.
  Процессы памяти. Выделяют пять основных процессов, обеспечивающих и регулирующих работу памяти человека: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание.
  Деятельность памяти начинается с запоминания, т.е. с закрепления той информации, которую мы получили из окружающей среды, путём связывания её с приобретённой ранее. Запоминание может быть непроизвольным или произвольным, но оно всегда избирательно - из всего многообразия поступающей информации запоминается то, с чем человек действует и что для него важно. Сохранение - это удержание того, что человек запомнил, в памяти. Чем важнее для человека материал, тем дольше он сохраняется. Необходимо подчеркнуть, что при сохранении могут происходить изменения, связанные с переработкой информации: исчезновение некоторых деталей, замена их новыми, обобщение, изменение последовательности материала. Узнавание - это воспроизведение какого-либо объекта при его повторном восприятии. Это очень важный процесс, без которого мы каждый раз воспринимали бы предметы как новые, а не как уже знакомые нам. Узнавание может быть разным по степени своей определённости, чёткости и полноты, произвольным или непроизвольным. Воспроизведение осуществляется без повторного восприятия воспроизводимого объекта. При произвольном воспроизведении человек ставит перед собой задачу - вспомнить что-то; непроизвольное воспроизведение может возникнуть, когда некоторый воспринятый объект по ассоциации вызывает сохранённое в памяти представление. Забывание выражается в затруднённости или невозможности припоминания какого-либо материала. Забывание зависит от времени, но оно, как и запоминание, избирательно - быстрее забывается то, что неважно, то, что не связано с потребностями человека, его интересами, с целью его деятельности. Кроме того, разные части материала забываются неодинаково - начинается процесс с незначительных мелких деталей и заканчивается общими, обобщёнными аспектами.
  Законы памяти. Работа разных видов памяти человека подчиняется определённым законам. Ниже описаны некоторые из них.
  1. Кратковременная память человека характеризуется не только краткостью времени сохранения информации, но и ограниченным объёмом. Объёмом кратковременной памяти называют максимальное количество объектов, которые человек в состоянии запомнить и воспроизвести сразу же после их однократного предъявления. Если, например, человеку один раз произнести вслух пятьдесят различных двузначных чисел, а затем попросить повторить услышанное, то он вряд ли сможет вспомнить их все. Скорее всего, он правильно воспроизведёт не более 7-8 чисел, а в остальных ошибётся или вообще их не вспомнит. Показатели объёма кратковременной памяти человека меняются в пределах от 5 до 9 и в среднем составляют 7 единиц.
  2. В процессе запоминания немаловажную роль играет закон оптимальной длины запоминаемого ряда. Для того чтобы человек мог воспроизвести как можно больше материала, необходимо, чтобы однократно предъявленный ему ряд стимулов равнялся или ненамного превышал объём его кратковременной памяти.
  3. Ещё один важный для запоминания закон - закон края. В достаточно длинном ряду последовательно воспринимаемых единиц информации человек лучше всего запоминает то, что появилось в начале и в конце ряда, т.е. как бы с его краёв, и хуже запоминает то, что оказалось в середине ряда.
  4. Кратковременная, оперативная и долговременная память взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Никакая информация не может оказаться в долговременной памяти человека прежде, чем она пройдёт через кратковременную память. Поскольку объём кратковременной памяти и время хранения в ней информации ограничены, постольку в долговременную память информация может попасть только в результате её предварительного отбора и дозирования. В данном процессе важную роль играет оперативная память - она через систему смысловых фильтров «пропускает» в долговременную память более обобщённые части информации . При этом информация перерабатывается, «кодируется» и связывается с уже имеющейся в памяти. Повторение способствует тому, что из информации, вновь попадающей в кратковременную память, при помощи оперативной всё более детализированные фрагменты переводятся в долговременную память (рис. 14).

Рис. 14. Взаимодействие некоторых видов и процессов памяти

Рис. 14. Взаимодействие некоторых видов и процессов памяти

  5. Необходимым условием логического, осмысленного запоминания является понимание. Понятое запоминается быстрее и прочнее потому, что его содержание ассоциируется с уже усвоенными знаниями, с прошлым опытом человека. Непонятое или плохо понятое, наоборот, выступает в сознании человека как нечто отдельное, не связанное с прошлым опытом - поэтому запоминается плохо, требует многократного повторения, механического заучивания.
  6. Один из основных законов памяти - закон ассоциаций: чем больше разнообразных связей, или ассоциаций, выявлено между частями запоминаемого материала и тем, что уже хранится в памяти человека, тем быстрее и лучше материал запомнится, дольше сохранится в памяти и легче будет припоминаться.
  7. Забывание бессмысленного материала происходит неравномерно - начинается оно сразу после запоминания, сначала процесс развивается очень быстро (через 2-3 дня забывается около 50 % информации), затем замедляется и по истечении примерно 1 месяца практически останавливается (в памяти человека остаётся лишь около 20 % информации) . Процесс забывания осмысленного материала происходит по-другому, значительно медленнее.
  8. Закон незавершённого действия гласит, что почти в 2 раза быстрее забывается та информация, которая связана с уже завершённым действием (удовлетворённой потребностью). И наоборот, если действие не завершено, человек будет помнить о том, что с данным действием связано, значительно дольше.
  9. Забывание может быть не полным, а временным. Его причины - воздействие на человека во время запоминания сильных посторонних раздражителей или состояние утомления в тот момент, когда он пытается что-либо вспомнить. К разновидности временного забывания относится и явление реминисценции, при котором отсроченное воспроизведение материала оказывается более полным, чем то, которое осуществляется сразу после запоминания. Например, на экзамене мы мало что можем вспомнить, хотя накануне вроде бы всё выучили, а через некоторое время без особых усилий вспоминаем всё очень подробно. Реминисценция возникает, если человек пытался запомнить слишком большой объём материала и (или) в текущий момент слишком сильно желает его припомнить.

 
© www.txtb.ru