Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



§ 3. ВНИМАНИЕ

  Трудно переоценить значение внимания для эффективности действий профессионала в условиях моря. От того, насколько развито внимание у моряка, зависит, как быстро и точно он считывает показатели тех или иных приборов и получает информацию о параметрах окружающей судно среды, как долго он способен контролировать обстановку, насколько адекватно он её понимает и т.д.
  Важнейшей особенностью протекания познавательных процессов является их избирательный, направленный характер: из множества воздействий окружающего мира человек всегда воспринимает что-то, что-то представляет, размышляет и думает о чём-то. Эту особенность связывают с вниманием.
  Внимание (англ. attention) - познавательный процесс, который обеспечивает направленность и сосредоточенность сознания человека на определённых объектах при одновременном отвлечении от других.
  Быть внимательным - значит воспринимать, видеть и понимать окружающий мир как можно лучше и как можно точнее. С появлением внимания психическая активность приобретает определённую упорядоченность, наблюдается концентрация (стягивание) активности на определённый объект, стимул; при этом происходит торможение конкурирующих деятельностей. Внимание - важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, в т.ч. учебной и трудовой. Причём чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований он предъявляет к вниманию.
  Внимание выполняет следующие функции: 1) отбор значимых воздействий, которые необходимы для текущей деятельности; 2) игнорирование других, несущественных конкурирующих воздействий; 3) удержание и сохранение выполняемой деятельности до тех пор, пока не будет достигнута цель, т.е. регуляция и контроль деятельности.
  Физиологической основой внимания является взаимодействие нескольких структур головного мозга, но в первую очередь - ретикулярной формации и коры больших полушарий. Внимание возникает на фоне общего бодрствования организма, но оно возможно только при определённом уровне активации мозга. Активирует кору головногомозга ретикулярная формация. Кроме общей активации, как правило, в мозгу образуется доминирующий, «господствующий» очаг возбуждения - благодаря тому, что кора больших полушарий способна возбуждать одни центры и тормозить другие . Этот очаг - «доминанта»  - связан с зоной повышенного внимания человека.
  Виды внимания. Традиционно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное.
  Непроизвольное внимание возникает в результате воздействия на человека внешних стимулов, характеризующихся новизной, необычностью, неожиданностью либо эмоциональной привлекательностью. В данном состоянии направленность сознания на определённый стимул или объект происходит без каких-либо усилий со стороны человека. Например, если в комнату войдёт новый человек, то мы невольно обратим на него внимание. Если неожиданно в тишине послышится звук музыкального инструмента, то, скорее всего, он также на некоторое время автоматически привлечёт к себе наше внимание.
  Произвольное внимание - это сознательно направленное и регулируемое сосредоточение; оно возникает под влиянием определённых намерений, поставленных целей и требует от человека усилий воли. Длительное поддержание произвольного внимания приводит к утомлению. Произвольное внимание особенно необходимо там, где сам объект обладает недостаточно привлекательными, интересными и новыми качествами (например, рутинное занятие или учебник по малоинтересному предмету).
  Непроизвольное внимание дано человеку от природы, тогда как произвольное ещё должно быть сформировано, что требует специального обучения.
  Свойства внимания. Основными свойствами внимания являются концентрация, глубина, распределение, объём, переключение, устойчивость.
  Концентрация (сосредоточенность) внимания - способность человека сосредоточивать своё внимание на относительно небольшом участке чувственно воспринимаемого или внутренне переживаемого мира, отвлекаясь в данный момент от всего остального. Концентрация внимания обычно связана с глубоким интересом к деятельности, какому-нибудь событию или факту. Например, художник рисует картину. Он полностью поглощён работой, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течёт время, не реагирует на телефонные звонки, зачастую забывает пообедать, a порой даже ничего не слышит.
  Глубина внимания - способность человека заметить как можно больше разнообразных мелких деталей в рассматриваемом объекте. Например, криминалист изучает улику. Для него важны мельчайшие особенности объекта, т.к. они могут нести важную информацию.
  Распределение внимания - свойство, которое в определённом отношении противоположно его концентрации. Оно характеризует наибольшее число объектов, которые в одно и то же время могут находиться в сфере внимания человека при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Другими словами, это умение одновременно выполнять две (или более) различные деятельности. Умение распределять внимание необходимо любому человеку, но для представителей некоторых профессий оно особенно значимо (шофёров, лётчиков, моряков и др.).
  Объём внимания - это количество объектов, которые одновременно отчётливо воспринимаются человеком. Указание на одновременность здесь важно, потому что наше внимание может очень быстро переходить от одного объекта к другому, что создаёт иллюзию большого объёма внимания. С помощью опытов Дж. Миллера было выявлено, что если человеку показать несколько объектов (букв, геометрических фигур, знаков, цифр и т.д.) на 0,1 секунды (чтобы внимание не успело переключиться с одного объекта на другой), то он способен одновременно воспринять только ограниченное их количество. В итоге было установлено, что в среднем объём внимания взрослого человека равен числу 7 + 2.
  Переключение внимания - это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В силу того, что объём внимания человека не очень велик, только способность переключать внимание даёт ему возможность познавать окружающий мир во всём его многообразии. Для представителей некоторых профессий данное свойство является чрезвычайно важным. К примеру, на пульте управления атомным ледоколом «Россия» находится более 250 управляющих элементов и индикаторов текущего процесса, что предъявляет высокие требования к переключению внимания работающих с ним специалистов.
  Устойчивость - это длительность сосредоточения внимания на объекте. Проиллюстрируем данное свойство внимания следующей ситуацией. Курсант смотрит на глобус. Установлено, что на неподвижном, не изменяющемся объекте пассивное внимание сохраняется примерно 5 секунд, после чего начинает отвлекаться. Если курсант активно действует с объектом (не просто пассивно смотрит в одну точку на глобусе, а изучает какую-нибудь определённую местность), то устойчивое внимание сохранится в течение 15-20 минут. Далее последуют кратковременные, на несколько секунд, отвлечения: они дают возможность небольшого перерыва в сосредоточенности и обеспечивают необходимый отдых. Такой отдых незаметен и не разрушает устойчивости внимания, что позволит сохранить внимание к данной деятельности до 45 и более минут.
  В качестве основного вида расстройства внимания, как правило, указывают рассеянность. Но при этом рассеянностью называют совершенно разные, в каком-то смысле даже противоположные феномены. Первый вид рассеянности - так называемое «скользящее» или «порхающее» внимание. Данное состояние характеризуется частой непроизвольной отвлекаемостью от основной деятельности: человек ни на чём не может надолго сосредоточиться из-за неустойчивости внимания. Такое состояние переживает иногда человек, оказавшийся в громадном магазине или большом городе. Он бывает так ошеломлён впечатлениями, что внимание его «порхает» от одного предмета к другому и ни на чём по-настоящему не может остановиться. Второй вид рассеянности сочетается с очень большой сосредоточенностью внимания на каком-либо занятии, которая порождает в ряде случаев поразительную невнимательность ко всему остальному. Такую рассеянность называют «профессорской», т. к. она обнаруживается у ряда учёных либо творческих людей, которые настолько заняты своей работой и невнимательны ко всему другому, что с ними нередко происходят анекдотические случаи.
  Следует указать, что рассеянность может возникать и под влиянием плохо регулируемых чувств. Сильные и особенно мучительные чувства, вызванные обидой или конфликтом, могут приводить к чрезмерной подвижности, рассеянности внимания. При многократном повторении подобного рода состояний рассеянность может стать устойчивой личностной особенностью.

Практическое задание

  Изучать и развивать внимание можно с помощью различных психологических упражнений и заданий.
  Корректура
  Возьмите любой текст (газету, журнал или др.). Как можно быстрее и точнее вычеркните в строках букву «о».
  Для тренировки переключения и распределения внимания задачу следует изменить. Теперь зачеркните в строках букву «а» вертикальной чертой, а букву «е» - горизонтальной. Со временем задание можно усложнить. Время заданий варьируется (от 15 до 30 мин.).
  Разведчик
  Двум или нескольким соревнующимся в течение короткого времени показывают сразу много предметов, после чего каждый отдельно говорит судье, что он видел, стараясь перечислить и подробно описать как можно большее число предметов.
  Далеко
  Громко вслух повторите 12 раз слово «далеко». Одновременно с выкрикиванием этого слова «рубите» ладонью воздух: «Далеко, далеко, далеко, далеко, далеко, далеко, далеко, далеко, далеко, далеко, далеко, далеко».
  Теперь проделайте то же самое 6 раз: «Далеко, далеко, далеко, далеко, далеко, далеко». Теперь 3 раза: «Далеко, далеко, далеко».
  Теперь задайте себе вопрос: «Что пьют коровы?» - и рубаните ладонью воздух.


 
© www.txtb.ru