Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


§ 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПОЗНАВАТЕЛНЫХ ПРОЦЕССАХ

  Прежде чем перейти к изучению того, как человек познаёт окружающий мир, необходимо представить содержание предмета современной общей психологии. Эта чрезвычайно сложная задача решается, как правило, путём выделения основных типов психических явлений (рис. 8).

Рис. 8. Типы психических явлений

Рис. 8. Типы психических явлений

  Таким образом, предмет общей психологии может быть представлен в виде трёх больших разделов: психические процессы, психические свойства и психические состояния.
  Понятие «психический процесс» (от лат. processus - продвижение) подчёркивает процессуальность, динамику факта, устанавливаемого психологией. Понятие «психическое состояние» характеризует статический момент, относительное постоянство психического факта. Понятие «психическое свойство» выражает устойчивость психического факта, его закреплённость и повторяемость в структуре личности. Каждый из этих разделов в свою очередь делится на более частные, что можно представить в виде следующей схемы (рис. 9).

Рис. 9. Виды психических явлений

Рис. 9. Виды психических явлений

  Данная глава посвящена когнитивным (познавательным) психическим процессам. Прежде чем перейти к их рассмотрению, необходимо подчеркнуть два обстоятельства.
  Во-первых, деление психических процессов на когнитивные (познавательные), эмоциональные и волевые - условно. В реальной жизни один и тот же психологический процесс практически всегда является познавательным, эмоциональным и волевым одновременно. Так, эмоциональный процесс в действительности никогда не сводится к «чистой» эмоциональности, он всегда включает в себя некоторые интеллектуальные компоненты. Так же и процесс мышления обычно включает в себя в той или иной мере эмоциональную «окраску» и не сводится к абстрактной, изолированно взятой интеллектуальности.
  Во-вторых, изучение психических процессов невозможно без рассмотрения их физиологической основы (рис. 10).

Рис. 10. Изучение физиологических основ психических процессов

Рис. 10. Изучение физиологических основ психических процессов

  Когнитивные (познавательные) психические процессы (от лат. cogito - разум, сознание; англ. cognition - знание, познание) - виды внутренней деятельности человека, направленные на познание себя и окружающего мира. Каждый познавательный процесс представляет собой сложное системное психическое образование, имеющее свои собственные закономерности протекания, формирования и развития в течение жизни человека.
  К познавательным относятся следующие психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь (рис. 11).
  Исследование познавательных процессов - одна из фундаментальных отраслей психологической науки в целом, поскольку знание об этих процессах имеет общее значение для понимания и объяснения психологии людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Исследование познавательных процессов имеет длительную историю. Современная психология даёт ответы на многие вопросы, но и сейчас остаётся ещё немало так называемых «белых пятен» в понимании познавательных процессов.

Рис. 11. Структура познавательных процессов

Рис. 11. Структура познавательных процессов

  Сфера практического применения знаний о познавательных процессах чрезвычайно широка - от «житейской» (например, межличностные отношения и воспитание ребёнка) - до области экономического планирования и разработки высоких технологий.

 
© www.txtb.ru