Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


Глава 4. Учет закономерностей развития познавательной сферы ребенка при организации процесса обучения

  В процессе развития ребенка изменяются разные стороны его психической деятельности, происходит накопление и изменение способов, умений выполнять все большее количество разных действий, изменяются знания и представления, формируются новые мотивы и интересы.
  К седьмому году жизни, к моменту поступления в школу,, учебно- познавательная деятельность становится для ребенка ведущей. Поэтому перед учителями, родителями, психологами стоит задача - сохранить интерес ребенка к учебе на протяжении всех лет обучения. А педагогическая практика показывает, что уже к 3-4 классу многие дети теряют интерес к учебе, и эта тенденция становится все более очевидной по мере роста, взросления школьника.
  Увеличивается количество школьников, не успевающих по многим предметам, обладающих низкой учебной мотивацией, проявляющих высокую школьную тревожность. Причины этого явления могут быть разные, например, Гельмонт А.М. (1974) отмечает недостатки преподавания, неблагополучные бытовые условия, плохую подготовленность и значительные пробелы в знаниях, отсутствие привычки к организованному труду, недостаточный уровень развития.
  В ряду этих причин одно из ведущих мест занимает несформированность у школьников психических познавательных процессов, неумение владеть в полной мере своим вниманием, восприятием, памятью, мышлением. Ведущие отечественные психологи и педагоги [Безруких М.Н., Выготский Л.С., Гамезо М.В., Гальперин П.Я., Гуревич К.М., Ефимова С.П., Матюхина М.В. и другие] прослеживают прямую зависимость успешности учения от уровня развития психических познавательных процессов.
  Поэтому совершенно справедливо считать одной из основных задач школы - не только снабдить школьников определенной суммой знаний, но и научить их с максимальной отдачей использовать возможности своей познавательной сферы (восприятия, внимания, памяти, мышления). А для этого педагогу необходимо хорошо знать особенности развития психических процессов у детей разных возрастных групп и при планировании учебного процесса учитывать индивидуальные различия не только между возрастными группами, но и внутри них. Поэтому современный учитель должен обладать не только глубокими знаниями методики преподавания, ориентироваться в потоке информации, но и прекрасно разбираться в психологии личности ученика, уметь в ходе учебно-воспитательного процесса опираться на индивидуальные особенности и способности, направлять процесс развития, который во многом сводится к развитию этих способностей.

 
© www.txtb.ru