Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3.5. Принятие решения в учебной деятельности

  Процесс принятия решения в учебной деятельности имеет свою специфику.
  На макроуровне процесс принятия решения связан с выбором индивидуальной образовательной траектории учеником, которая в дальнейшем определяет весь характер его учебного поведения и прежде всего мотивацию учения. Эта проблема достаточно разработана в контексте профессиональной ориентации.
  В.Д.Шадриков подробно останавливается на мезо- и микроуровнях анализа учебной деятельности и отдельных учебных действий [23]. Здесь в качестве объектов выбора ученика выделяются:
  • общий путь решения (отдать приоритет анализу или синтезу);
  • операционные механизмы способностей (например, как лучше запомнить учебный материал);
  • операции, которые целесообразно использовать в данном случае;
  • стратегии и планы решения учебной задачи;
  • дополнительные (частные) задачи;
  • недостающая информация.
  На данных уровнях анализа ученик должен принять решение:
  • о путях поиска недостающей информации;
  • об источниках информации;
  • о правильности избранного пути поиска;
  • о разбиении основной задачи на частные;
  • о выборе адекватного способа действия;
  • о выборе наиболее эффективной программы;
  • о предпосылках успешности учебной деятельности (ученик должен выяснить, что он знает и умеет и как это соотносится с новой задачей).
  Принимая решение, ученик должен следовать определенным правилам и руководствоваться определенными критериями. В каждом блоке психологической системы учебной деятельности используются собственные правила и критерии. Следует отметить, что выделяют критерии достижения цели и критерии предпочтительности. По мере достижения целей учебной деятельности правила решения и критерии изменяются не только для ученика, но и для учителя. Заметим, что они существенно различны и в разных педагогических концепциях: в авторитарной педагогике они ориентированы на нормативные ценности, в гуманистической — на личностные, индивидуальные. В связи с этим возникает проблема множественности истин.
  Одна из задач, которая стоит перед образованием, — воспитать личность с неидеологизированным мышлением, т.е. личность, конструктивно мыслящую, личность, допускающую множественность истин и считающую множественность истин естественным явлением, личность, которая уважает позиции другого, которая занимается критикой с целью выяснения истины по типу поиска истины Сократом. Именно в этом, по всей вероятности, и заключается главная задача, смена педагогической парадигмы — воспитать неидеологизированное мышление, терпимое, стремящееся к раскрытию истины.
  Идеологизированное мышление — это догматическое мышление. Одним из корней, из которых вырастает идеологизированное мышление, является распад традиционных ценностей. Идеологизированное мышление не стремится к познанию истины, оно стремится к упрощениям, к лозунгам, которые все объясняют, выступая в роли универсальных теорий.
  Множественность истин особенно ярко проявляется в гуманитарных, мировоззренческих дисциплинах. Непременное условие при их изучении — свобода личности ученика. Однако это не означает свободу от моральных и этических норм, свободу незнания, а подразумевает свободу проявления индивидуальности в оценках и суждениях, свободу, сочетающуюся с ответственностью.

 
© www.txtb.ru