Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3.1.6. Формирование в учебной деятельности социальной активности школьников и активного отношения к своей мотивационной сфере

  Социальная активность есть все виды активного отношения к себе и, главным образом, к той социальной среде, в которой находится сам человек. Это стремление преобразовать среду, стремление к сотрудничеству с окружающими, к взаимопомощи и взаимовыручке. На основе этого школьник формируется как субъект взаимодействия, общения с другим.
  Формированию подобного отношения к окружающей среде можно способствовать различными способами, но основное, что их объединяет, это включение школьников в активное взаимодействие с группой и с педагогом. В учебной деятельности такое взаимодействие обеспечивается только применением активных методов обучения, особенно такого, как интерактивное обучение.
  Интерактивное обучение основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействия. Центральное место занимает не ученик, а группа, которая обсуждает вопросы вместе. Именно личностные компоненты учебных взаимодействий в ходе совместной учебной деятельности, а не сами по себе усвоенные знания оказывают прямое влияние на внутренний мир ребенка и являются главными носителями воспитывающей функции учебной ситуации.
  К интерактивным методам относят:
  1. Эвристическую беседу, в которой мысленный поиск превращается в коллективный, где происходит обмен мнениями, догадками, предположениями, учащиеся активизируют мышление друг друга, «ищут истину во взаимодействии и взаимопомощи»;
  2. Дискуссию, в которой идет интенсивная борьба между разными мнениями, зарождающимися тут же, во время разговора;
  3. Социально-психологический тренинг, который есть активное социально-психологическое обучение с целью формирования компетентности, активности и направленности личности в общении с людьми и повышения уровня развития группы как социально-психологического объекта.
  Благодаря применению перечисленных методов, обеспечивающих активное участие ребенка в жизни и деятельности социальной группы, у него могут появиться предпосылки для возникновения мотивов, обеспечивающих стремление к участию в общественной жизни и деятельности.
  Степень активности учащихся в формировании своей личности (а, следовательно, своей мотивационной сферы), зависит от характера и уровня самосознания. Ребенок адекватно и полно оценивать и осознавать, чем он является, и что он собой представляет. На приведенной ниже схеме (смотри: Рисунок 1) представлено, каким образом в процессе вхождения ребенка в группу, включения его в групповую деятельность посредством перечисленных выше методов, происходит формирование его активного отношения к своей мотивационной сфере. Здесь адаптация, интеграция и индивидуализация понимаются в том смысле, как их понимал А.В.Петровский.

 
© www.txtb.ru