Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


16.4. Групповая деятельность

  Каждая группа занимается каким-либо определенным видом деятельности: трудовой, обслуживающей, учебной, спортивной, игровой и т. д. Деятельность, будет ли она совместной групповой или индивидуальной имеет всегда одну и ту же структуру. В нее входит: 1) постановка цели, 2) принятие решения, 3) планирование, 4) осуществление деятельности, 5) управление и контроль, 6) оценка результатов. Несмотря на то, что все эти этапы деятельности являются одинаковыми как в индивидуальной так и в групповой деятельности, все же в последней они имеют свои отличительные особенности.
  Начинается деятельность с постановки цели, которая определяет как характер деятельности, так и ее результаты. Цели могут быть заданы извне или поставлены самой группой. Они могут быть близкими и далекими. Близкие цели регулируют текущую деятельность, далекие - рассчитаны на длительный период времени и определяют перспективу в развитии группы. Цели могут быть общественно значимыми и антиобщественными. Характер целей, в данном случае, зависит от социальной направленности группы. В просоциальных группах цели деятельности направлены на благо общества, в асоциальных объединениях они имеют криминальный характер. В отличие от индивидуальной деятельности цели групповой деятельности ставятся при участии всех членов группы, совместно обсуждаются и оцениваются с точки зрения тех результатов, которые они будут иметь для группы.
  Следующим важным моментом в групповой деятельности является принятие решения. В психологии в наибольшей степени изучена эта сторона групповой деятельности. Прежде всего описаны основные стадии принятия решения: 1) осмысление проблемы, 2) сбор информации, относящейся к проблеме, 3) выдвижение и оценка альтернативных решений, 4) выбор наиболее правильного решения.
  Для того, чтобы группа могла принять наиболее правильное решение из числа ее членов создают две команды: в одну входят генераторы новых решений, во вторую лица, занимающиеся анализом предложенных решений. Генераторы могут выдвигать какие угодно решения, в том числе и самые абсурдные. Группа оценки должна все их без исключения рассмотреть и найти то ценное, что в них содержится. Так, например, во время Второй мировой войны английские корабли несли большие потери от немецких мин. Для того, чтобы уменьшить потери командование привлекло к решению этой проблемы всех специалистов, создав из них две группы: генераторов идей и их оппонентов. Все выдвигаемые решения были отвергнуты. Тогда один из генераторов в шутку предложил поставить матросов на нос корабля, чтобы они изо всех сил дули на встречающиеся мины и они отходили от корабля. Группа оценки, проанализировав эту идею, пришла к выводу, что ее можно применить, поставив на носу корабля помпы, переделанные так, чтобы они создавали струи воздуха, которые отклоняли бы мины от борта корабля.
  Сравнивая групповое решение с индивидуальным исследователи отмечают, что во многом они имеют общие черты. Но в то же время групповое решение имеет более сложный характер, так как в нем участвует большое количество людей. Причем, одни индивиды являются более активными, чем другие. Авторитетные личности оказывают большее влияние на принятие решения, чем все остальные. Тратится много времени на согласование точек зрения, вследствие чего в процессе обсуждения иногда происходит подмена одной проблемы другой.
  Исследователи отмечают не только плюсы, но и минусы в принятии группового решения. Плюсы: 1) выдвигается в два раза больше идей, чем при индивидуальном принятии решения, 2) принятые решения группой отличаются большей точностью, чем индивидуальные, так как группа имеет более широкую разностороннюю информацию, чем отдельный человек, 3) группа может лучше оценить новую идею, чем один индивид, так как в ее обсуждении участвует много людей, 4) принятое решение является обязательным для всех и его никто не может отменить. Минусы: 1) группа может подавлять творчество отдельных членов, 2) принятые решения могут стать образцом и вызывать стереотипные решения, 3) часто принятие групповых решений имеет конфликтный характер.
  После принятия решения группа обсуждает план и намечает средства, для его выполнения. В плане указывается время начала и окончания деятельности, намечаются промежуточные этапы ее выполнения, указываются формы контроля, предусматриваются возможные препятствия при реализации принятого решения, указываются конечные результаты групповой деятельности. В плане также предусматриваются средства, которые могут быть использованы группой для достижения поставленной цели. В просоциальных ассоциациях применяются только такие средства, которые соответствуют нормам и принципам общечеловеческой морали. В асоциальных группах применяются любые средства, так как члены этих групп считают, что все средства хороши для достижения цели.
  Осуществляется групповая деятельность при участии всех членов группы в соответствии с целью и намеченным планом, успешное выполнение плана зависит от слаженной работы всех членов группы. Но это возможно только при четком распределении обязанностей и профессиональной подготовленности участников совместной деятельности. Кроме того должно иметь место добросовестное отношение всех членов группы к своим обязанностям и соответствующая адаптация к условиям работы. Положительное влияние на групповую деятельность оказывают неформальные связи, которые возникают между членами группы, работающими вместе и выполняющими одни и те же операции. Это способствует возникновению психологической близости между ними и к появлению чувства солидарности, взаимной помощи и поддержки.
  Управление и контроль за деятельностью группы осуществляет руководитель. Он распределяет обязанности между членами группы, следит за выполнением плана, принимает меры для устранения недостатков в работе группы и отдельных ее членов. Нормальная деятельность группы зависит от того как использует свою власть руководитель. Власть, по определению Моррея, это искусство управлять поведением людей, применяя различные способы воздействия на них. Руководитель должен уметь влиять на людей, убеждать их, обязывать, уговаривать, очаровывать, поощрять, внушать, заставлять, принуждать, запрещать, наказывать и т.д.
  Применение различных способов воздействия на людей зависит от стиля руководства. В психологии описаны три типа руководства: авторитарный, демократический и либеральный. Авторитарный стиль руководства характеризуется тем, что руководитель использует свою власть в директивном порядке. Все его действия по управлению и контролю отличаются единоличием. Он не позволяет подчиненным критиковать его методы руководства и оспаривать его решения. К рядовым членам группы он относится как к исполнителям его воли. Ко всем проявлениям самостоятельности со стороны подчиненных относится нетерпимо, старается подавить всякую инициативу
  Скрупулезно контролирует выполнение членами группы своих функций. При наличии недостатков в работе провинившихся наказывает: делает выговор, лишает премии, отстраняет от работы. Основные способы управления, которые он применяет, имеют административный характер: заставить, запретить, наказать и т.д.
  Демократический стиль руководства проявляется в том, что руководитель не только самостоятельно управляет деятельностью группы, но и некоторые свои функции он передает другим членам группы. Его метод управления основан не на административных распоряжениях, а на сотрудничестве с подчиненными. Он прислушивается к мнению всех членов группы, высоко ценит инициативных и творческих работников, заботится о повышении квалификации сотрудников. Вникает не только в деловые, но и в личные взаимоотношения между членами группы, советуется с ними, принимая новые решения, обсуждает перспективы развития групповой деятельности и т.д. Контроль за деятельностью группы и отдельных ее членов осуществляет систематически и неукоснительно. Контрольную функцию использует не только для выявления недостатков и наказания виновных, но и для своевременного их исправления и предупреждения.
  Либеральный стиль руководства имеет место в тех случаях, когда руководитель в силу своей некомпетентности и нерешительности самоустраняется от руководства группой. Все дела пущены им на самотек и он не в состоянии принять самостоятельно ни одного решения. Если возникает какой-либо вопрос, то он решается сообща при участии всей группы. Контроль за деятельностью группы является номинальным. Если допускаются какие-либо недостатки в деятельности группы или отдельных ее членов, то он не наказывает их, а только делает замечание. Давая поручение кому-нибудь на членов группы, а тот отказывается выполнять его, он начинает упрашивать его и обещает других поручений не давать.
  Возникает естественно вопрос о том какой стиль руководства является наиболее эффективным. Безусловно, более эффектным является демократический стиль руководства, так как он обеспечивает самостоятельность и творчество, повышает продуктивность групповой деятельности, дает возможность ставить и решать новые задачи более сложные и важные для группы. Однако во многих случаях сложившаяся обстановка требует от руководителя применить решительные и даже жесткие меры для того, чтобы исправить положение и добиться нужных результатов в деятельности группы. Для того, чтобы добиться высокой организованности и дисциплины в группе руководитель должен уметь применить к отдельным членам группы суровые меры наказания особенно, если они являются неформальными лидерами и оказывают вредное влияние на неустойчивую часть группы.
  Заключительным этапом групповой деятельности является оценка полученных результатов. Критерием оценки результатов деятельности является сопоставление количества и качества полученного продукта с тем, что планировалось получить в конечном итоге. Если результаты деятельности соответствовали поставленным задачам, то деятельность группы оценивается как положительная. Если они были гораздо ниже того, что предполагалось получить, то деятельность получает отрицательную оценку. Оценивается также вклад каждого члена группы в результаты деятельности: одних хвалят, других порицают.
  Большое влияние на характер оценки итогов групповой деятельности оказывает руководитель. Наиболее объективно оценивает вклад каждого члена группы и итоги деятельности демократический руководитель. Он объективно также оценит как положительные, так и отрицательные моменты в деятельности всей группы. Руководитель либерального стиля руководства даст обтекаемую оценку и постарается никого ни похвалить, ни обидеть. Руководитель авторитарного стиля при наличии положительных результатов в деятельности группы все заслуги припишет себе. В том случае, если результаты деятельности являются отрицательными, то всю вину за это он постарается возложить на группу, обвинив ее членов в нерадивости, в безответственном отношении к выполнению его указаний и директив.
  Как видим, результаты групповой деятельности зависят не только от усилий всех членов группы, но и от вклада каждого ее члена, который может быть как рядовым исполнителем, так и руководителем, организующим и регулирующим все этапы выполнения групповой деятельности в соответствии с целью, задачами и планом ее осуществления.

Литература

  Андреева М.Г. Социальная психология. М., 1996.
  Бодалев А.А. Психология о личности. М., 1988.
  Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.
  Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск., 1976.
  Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. М., 1994.
  Общая психология. М., 1986.
  Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
  Психология. Учебник. М., 1998.
  Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.
  Шибутани Т. Социальная психология. М., 1968.

 
© www.txtb.ru