Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


12.3. Воля и волевые действия

  Поведение и деятельность человека стимулируется и регулируется не только эмоциями и чувствами, но и волей. Воля дает возможность сознательно управлять своими внутренними психическими и внешними физическими действиями в самых сложных жизненных ситуациях. К волевой регуляции прибегает человек только в том случае, когда ему необходимо преодолеть трудности, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Во всех других случаях регуляция может иметь не волевой, а преднамеренный характер, не требующий никаких усилий от личности. Можно совершать самые разнообразные сложные действия, но они не будут являться волевыми до тех пор, пока человек не будет заставлять себя осуществлять их.
  Волевые действия, как и все сознательные действия, имеют одну и ту же общую структуру. Побуждается любое сознательное действие определенным мотивом (потребностью). Затем ставится цель, направленная на предмет, посредством которого будет удовлетворяться потребность. Поскольку одновременно может возникнуть несколько мотивов и удовлетворяться они могут посредством различных объектов, то возникает необходимость принять решение - какой мотив должен прежде всего удовлетворяться и на какой объект должна быть направлена цель. Дальше следует планирование действия и выбор средств, при помощи которых будет достигнута цель. Следующим этапом является реализация действия и получение результатов. Заканчивается действие оценкой полученного результата и осмыслением того достигнута ли поставленная цель или нет.
  По такой схеме осуществляется любое сознательное целенаправленное или, как его называют, преднамеренное действие, не нуждающееся в волевой регуляции. Чем же тогда отличается волевое действие от преднамеренного и какие дополнительные элементы, кроме выше указанных, имеют место в его структуре?
  Прежде всего волевое действие, в отличие от преднамеренного, побуждается, осуществляется и регулируется при участии воли. Что же такое воля? Ответить на этот вопрос трудно. Поэтому в новейших учебных пособиях ни у Р. С. Немова, ни у В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева определения воли нет. Есть определение воли только в учебном пособии “Общая психология!” 1986г.
  “Воля - это сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных целей”.
  Это определение является слишком общим и его следует уточнить, чтобы можно было использовать для объяснения волевого поведения. Прежде всего непонятно, что собой представляет воля как психическое явление. Является ли она психическим процессом или психическим состоянием или свойством личности. Одни психологи считают, что воля - это психический процесс, другие, что - это субъективное состояние, третьи, что - она психическое свойство личности.
  Исходя из функции воли ее следует рассматривать как особое напряженное субъективное состояние личности, возникшее в экстремальных условиях. Это напряженное психическое состояние дает возможность человеку мобилизовать все психические и физические ресурсы на преодоление трудностей, появившихся на пути к достижению поставленных целей. Состояние напряженности психики проявляется в форме тех волевых усилий, которые делает человек при осуществлении волевого поведения.
  Воля - это напряженное психическое состояние личности, мобилизирующее все ресурсы человека для преодоления трудностей, возникших на пути к достижению поставленных целей. Какие же изменения должны произойти в преднамеренном действии, чтобы оно стало волевым?
  Прежде всего изменяется мотивационная сфера. Мотива, возникшего на основе желания уже недостаточно. Необходим дополнительный мотив, который возникает при необходимости действовать не так как “я” хочу, а так как “надо”.
  В связи с этим изменяется смысловая оценка мотива. Он уже имеет не только узко эгоистическое значение, но и приобретает нравственную, социально значимую направленность. Теперь личность должна руководствоваться в своем поведении не личными желаниями и намерениями, а чувством долга и ответственности перед другими людьми. Но одно дело понимать, что ты должен поступать соответствующим образом, а другое дело осуществлять это на практике. Вот здесь и необходима воля, чтобы сделать усилие и заставить себя поступать так как ты должен.
  Это ведет, в свою очередь, к тому, что усложняется и второе звено в преднамеренном поведении. Теперь цель действия должна быть связана с постановкой задачи “как действовать” и какие средства следует применять для ее достижения. Иногда цель может быть достигнута очень быстро, если личность руководствуется принципом: “Все средства хороши для достижения цели”. Здесь также надо проявить волевое усилие для того, чтобы отказаться от неблаговидных средств и идти более трудным путем для достижения цели.
  Наконец, самые сложные волевые усилия надо проявить при реализации волевого поведения, когда при его осуществлении возникают внутренние и внешние препятствия. Здесь, чаще всего, и необходимо проявить волю для того, чтобы мобилизовать все психические и физические ресурсы для их преодоления.
  Внутренние препятствия имеют субъективный характер. Они связаны с укоренившимися вредными привычками и отрицательными свойствами личности. Для того, чтобы их преодолеть надо мобилизовать все свои силы и совершить целый ряд волевых усилий. Например, ученик решил улучшить успеваемость по всем предметам, чтобы хорошо окончить школу и поступить в институт. Но для достижения этой цели ему надо проявить целый ряд волевых усилий. Прежде всего ему надо преодолеть вредные привычки и склонности: готовить уроки кое как и когда попало, проводить время в развлечениях, заниматься посторонними делами на уроках, избегать трудных заданий, не до конца выполнять их и т. п.
  Для того, чтобы преодолеть свои недостатки ему надо изменить свое поведение и проявить силу воли. Прежде всего, он должен рационально организовать режим дня и неукоснительно выполнять его. Затем, заставить себя внимательно и ответственно относиться ко всему, что связано с учебной деятельностью в школе и дома. Кроме того ему надо проявить максимальное напряжение своего интеллекта для усвоения учебного материала.
  Внешним фактором, влияющим на волевое поведение, являются те обстоятельства, в которых находится человек, и те требования, которые предъявляют к нему окружающие люди. Но, как известно, внешние факторы оказывают влияние на поведение, преломляясь через внутренние психические состояния человека. Поэтому выполнять или не выполнять предъявляемые к нему требования решает сам человек. Если он принимает эти требования, то у него возникает чувство долга, которое и заставляет его совершать волевое действие. Но чтобы это произошло, как отмечает В. А. Иванников, необходимо, чтобы заданное действие превратилось в личностно значимое и нравственно мотивированное действие.
  Таким образом, решающее значение в волевом поведении имеет моральная сторона мотивов, чувств и помыслов человека. Только морально воспитанный человек способен сделать усилие и заставить себя делать то, что необходимо, а не то, что хочется. И только он может выдержать напряжение как духовных, так и физических сил, чтобы совершить волевое действие даже в самых трудных условиях.
  Основной побудительной силой, заставляющей человека совершать волевые действия, является чувство совести, переживаемое им в соответствующей ситуации. Совестливый человек всегда сделает то, что необходимо, чтобы это ему ни стоило, так как знает, что в противном случае ему не даст покоя его совесть. Он будет мучится от сознания того, что он должен был совершить поступок, но не сделал этого.

 
© www.txtb.ru