Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



2.2.5. Рефлексия в профилактике профессиональной деформации личности учителя

Дело умных - предвидеть беду, пока она не пришла, дело храбрых - управляться с бедой, когда она пришла.

Питтак из Митилены (615 -569 гг. до н.э.)

  Вы убедились, что рефлексия является мощным катализатором профессионального и личностного роста учителя. Однако у неё есть ещё одна функция: она спасает человека от отрицательного влияния его профессии. Вы догадались: речь идет о профессиональной деформации личности.
  Полного ответа, почему некоторые профессии разрушительно влияют на своего субъекта, научная психология пока не имеет. Однако известно, что из всех профессий наиболее подвержены образованию дезадаптивных изменений личности профессии системы «человек - человек». Имеется также мнение, что склонность к профессиональной дезадаптации наблюдается у тех профессий, «представители которых обладают трудно контролируемой и трудно ограничиваемой властью». К тому же выяснилось, что профессиональная дезадаптация постепенно развивается из профессиональной адаптации (Конечный, Боухал, 1983).
  Психологи пришли к заключению, что педагогическая профессия является одной из наиболее деформирующих личность ее субъекта. (Грановская, Крижанская, 1994). Если педагог не контролирует широту проявления своего ролевого поведения, то оно постепенно вторгается во все сферы его жизни, делает его поведение неадекватным обстановке, что существенно затрудняет его взаимоотношения с окружающими.
  Профессиональное стремление упрощать сложные для учеников понятия оборачивается привычкой упрощенно подходить к решению своих личных проблем. Как следствие, она порождает излишнюю прямолинейность в суждениях и негибкость мышления.
  Кроме того, профессиональная жизнь в мире «правильных ответов» незаметно развивает в учителе убежденность в своей неизменной правоте, что порождает дидактизм как стремление всех поучать. Так подмечено, что «у преподавателей языка с годами в речи появляется особая рельефность, артикулированность, склонность к повторениям. Кроме того, у них обнаруживается непроизвольная болезненная реакция на ошибки. Им так и хочется все их исправить! И, не замечая этого, они поправляют не только своих учеников» (Грановская, Крижанская, 1994, с.141). Поучающая манера речи постепенно проникает в сферу личных отношений.
  Необходимость «держать класс в руках» формирует в характере учителя излишнюю властность и авторитарность, которые постепенно «высушивают» природную жизнерадостность и чувство юмора.
  В структуре профессиональной деформации выделяют два составляющих ее компонента:
  - изначальные склонности;
  - собственно профессиональные деформации. Здесь изначальные склонности представляют собой некий фон, на котором разворачивает своё деформирующее влияние профессия (Трунов, 1998).
  Профессиональная деформация, с точки зрения своего механизма, рассматривается как следствие нарушения системы личностной и профессиональной рефлексивной саморегуляции личности и проявляется как избыточное доминирование «Я профессиональное» в области «Я человеческое» (Трунов, 1998).
  Профессиональную деформацию было принято считать возрастным фактором в педагогической профессии. Однако исследования последних лет свидетельствуют о том, что такая деформация начинается уже во время учебы, когда у студентов разрушаются обыденные установки и стереотипы, и формируется профессиональная картина мира (Абрамова, Юдчиц, 1998).
  Более того, анализ профессионального поведения части учителей выявил тенденцию навязывания своего образа «Я» учащимся. Передавая своим ученикам образцы готового опыта, возведенного в ранг непреложной истины, они особенным образом влияют на тех школьников, которые решили выбрать педагогическую профессию: у учащихся формируются первые элементы фундамента будущих профессиональных деформаций. Чрезмерная выраженность типично учительских черт переходит в крайний вариант нормы у учителя и начинает обозначаться у школьников в качестве акцентуации (Смоленская, 1992).
  Понятно, что все эти обстоятельства не только мешают работе учителя, изнутри подрывая сам её смысл, порождая гнетущее чувство неудовлетворенности при искреннем стремлении «вкладывать душу», но и драматично влияют на личную жизнь учителя.
  Как известно в психологии, одним из проявлений профессиональной деформации является синдром психического выгорания (“bumout”). Тягостными для человека являются его симптомы, которые проявляются как синдром эмоционального истощения, деперсонализации и редукции своих личных достижений. Эмоциональное истощение для учителя означает пониженный эмоциональный фон, нарастающее равнодушие. Деперсонализация затрагивает отношения с другими людьми и связана с чувством зависимости или негативизма, с появлением цинизма, т.е. обесцениванием прежде значимых чувств и отношений. Редукция личных достижений выражается в заметном понижении личной и профессиональной самооценки, с утратой веры в свои силы и способности.
  Далеко не все учителя, кого коснутся проблемы профессиональной деформации, отправятся к психотерапевту. Многие из них просто не догадываются, что с ними происходит, перенося ответственность за появляющиеся неприятности или на других («такое теперь время», «такие теперь дети» и т.п.), или занимаясь мучительным самообвинением.
  Поэтому первым шагом в профилактике профессиональной деформации должно быть своеобразное рефлексивное сканирование своего поведения, своих отношений с окружающими, своего настроения. Постоянная практика рефлексивного наблюдения за собой и анализ себя в разных ситуациях как бы глазами другого (по рефлексивной формуле Я исполнитель -Я контролер) поможет осознать свое индивидуальное и ролевое поведение. Процесс осознания своего «Я человеческое» и «Я профессиональное» поддержит или постепенно восстановит поведенческую гибкость учителя как оптимальное сочетание его индивидуальных способов поведения и разнообразных профессиональных (ролевых) паттернов взаимодействия (Митина, 2002).
  Рефлексивное сканирование своего ролевого поведения можно сопровождать процедурами самодиагностики своих личностных качеств (изучение уровня ригидности, тревожности, невротизации, ло- куса контроля и др.). Полученная информация позволит лучше понять себя и предпринять в случае необходимости необходимую корректировку своего профессионального поведения.


 
© www.txtb.ru