Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


5.3.2. Уровень анализа отношений личности в системе «роль - для - себя»

  На интерапсихологическом уровне анализа проводится изучение личностно - смысловых отношений, т.е. отношений к тем объектам, поступкам и явлениям, ради которых развертываются деятельность и общение человека. Изучение личностно-смысловых отношений члена социальной группы в совместной деятельности - это всегда поиск тех мотивов индивидуальности, во имя которых и ради которых она действует в социальной группе.
  Уникальные возможности для изучения преобразования ролевых взаимоотношений между людьми в личностно-смысловые возникают при анализе феноменов социальной перцепции. Социальная роль есть единица передачи социально - типического опыта, обеспечивающая адаптивное поведение личности и выражающая общую тенденцию системы “личность - в - группе” к сохранению. Включаясь в жизнь личности, социальная роль индивидуализируется, воплощается в поведении личности как общее в единичном. Она либо начинает функционировать в форме социальных операциональных установок, далеких от основных ценностей и мотивов личности, и определять социально-типическое приспособительное поведениеличности, либо же социальная роль приобретает личностный смысл, и тогда она, выступая в форме смысловых установок, начинает детерминировать направленность поведения личности в целом [23, с.264-295].
  Поиск конкретных экспериментальных приемов, отвечающих общему методическому принципу моделирования ситуаций “отклонения” от нормативно - заданной деятельности и выявления закономерностей перехода от “ объектных” ролевых отношений к “личностно - смысловым”, составляет одну из проблем психологии личности.
  Таким образом, при исследовании проблемы соотношения общественных и межличностных отношений проступают разные сечения межличностных отношений в системе общественных отношений - от нормативно заданных отношений, изучаемых на уровне “роль - для - всех” до личностно - смысловых взаимоотношений, изучаемых на уровне “роль - для - себя”.

Контрольный вопрос

  Каковы задачи и характерные особенности анализа отношений личности в системе “роль - для - себя”?

 
© www.txtb.ru