Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



5.2.1. Социотипическое поведение личности и его проявления

  В социотипическом поведении субъект выражает усвоенные в культуре образы поведения и познания, надсознательные и надиндивидуальные явления.
  Надсознательные явления представляют собой усвоенные субъектом как членом той или иной группы образцы типичного для данной общности поведения и познания, влияние которых на его деятельность актуально не означается субъектом и не контролируется им. Эти образцы, например, этнические стереотипы, усваиваясь через такие механизмы социализации, как подражание и идентификация (подстановка себя на место другого), определяют особенности поведения субъекта именно как представителя данной социальной общности, т.е. социотипические неосознаваемые особенности поведения, в проявлении которых субъект и группа выступают как одно неразрывное целое.
  Э. Фромм утверждает: “Различные общества и классы внутри общества обладают своим особым социальным характером и на его основании развиваются и приобретают силу определенной идеи... Если характер большинства людей данного общества, т.е. социальный характер, приспособлен к объективным задачам, которые индивид должен решать в этом обществе, то человеческая энергия направляется по путям, на которых она становится продуктивной силой, необходимой для функционирования этого общества” [62, с.49-51].
  Социальные этнические стереотипы подобны двуликому Янусу:
  - они могут выступать как индивидуальные нерефлексируемые способы решения проблемы данным социумом, данной социальной группой, которые отражают индивидуальность данной социальной общности, ее отличность, если на нее взглянуть из другой точки социального пространства, из другой культуры;
  - эти же стереотипы выступают для личности в данной группе как ее функционально-ролевые качества, как социотипическая характеристика личности [10, с.7-21].
  При всем этом необходимо исходить из тех реальных задач, которые ставятся общественной практикой. К таким задачам относятся: оптимизация совместной деятельности и психологического климата многонациональных коллективов в армии, вузе, на предприятии; обучение с учетом специфически традиционного типа мышления и форм деятельности данной культуры в школе; сочетание интернациональных и национальных традиций в образе мира и образе жизни групп при планировании; учет социотипических и этнотипических особенностей поведения личности при распределении трудовых ресурсов.
  Этнопсихологические характеристики личности (или группы) проявляются в различных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора тогда, когда выработанные в ином образе жизни этнические стереотипы и нормы решения встающих перед личностью (или группой) проблем не срабатывают, а новые нормы или стереотипы как средства регуляции социального поведения личности еще находятся в процессе своего формирования.
  Функция социотипического поведения в социогенезе: социотипическое поведение личности, выражающее типовыепрограммы данной культуры, нейтрализует тенденцию к индивидуализации поведения, рост его вариативности; вместе с тем, усвоенные личностью социальные образцы и стереотипы, характеризующие ее как члена той или иной общности, освобождают личность от принятия индивидуальных решений в типовых, стандартных для данной общности ситуациях.

Контрольные вопросы и задания

  1. Поясните суть понятия «социогенез».
  2. Дайте характеристику социотипического поведения личности и его проявлений и функций.
  3. Объясните, что такое «социальные этнические стереотипы» и какое влияние они оказывают на личность.
  4. Каким образом проявляются этнопсихологические характеристики личности (или группы)?


 
© www.txtb.ru