Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



4.4. Возраст и индивидуальность

  Американские психологи Ричард Лернер (1984), Лани Шерред и Орвил Брил (1986) сформулировали следующие выводы:
  1. Индивидуальное развитие по самой сути своей потенциально плюралистично. Оно содержит в себе возможность разных вариантов, ни его процесс, ни его результаты не являются однонаправленными, ведущими к одному и тому же конечному состоянию.
  2. Человек развивается от зачатия до смерти: пластичность, способность к изменению сохраняется, хотя и в разной степени.
  3. Разные люди развиваются крайне неодинаково, что порождает множество биосоциальных, групповых и индивидуальных различий.
  4. Развитие в разных сферах жизнедеятельности детерминируется множественными факторами, которые не сводятся к какой - то единственной системе мнений, будь то биологическое созревание, развертывание чего-то изначально заложенного или воспитание и научение.
  5. Человеческая индивидуальность не только продукт, но и субъект своего собственного развития.
  Многие работы направлены на сопоставление отдельных показателей физического развития (например, роста) с отдельными же показателями развития психического (интеллекта или эмоций). Особенно интенсивно исследуются: влияние генетически заданных и сохраняющихся на протяжении всей жизни конституциональных особенностей организма так называемого соматотипа, и влияние темпа физиологического созревания, который характеризует только определенную фазу развития человека.
  Наука различает три главных соматотипа:
  1) эндоморфный (рыхлый, с избытком жира);
  2) мезоморфный (стройный, мускулистый);
  3) эктоморфный (худой, костлявый). Во всех возрастах наиболее привлекательным является мезоморфный, а наименее - эндоморфный тип. Со стройным, мускулистым телом подростки ассоциируют качества вожака, спортивность, энергичность и т.д. К тому же юноша может быть достаточно зрелым в сфере трудовой деятельности, оставаясь в то же время на подростковом уровне в сфере отношений с девушками или в сфере культурных запросов, и наоборот. Соответственно, и подход к нему в разных сферах жизни должен быть дифференцированным.

Контрольные вопросы и задания

  Объясните, в чем и каким образом заключается связь между возрастом и индивидуальностью. Какие выводы сделали психологи Лани Шерред, Орвил Брил и Ричард Лернер?


 
© www.txtb.ru