Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


2.3.3. Общественно-психологические качества личности

  Общественно - психологические качества являются социально приобретенными и образуются на базе индивидуально - психологических качеств.
  Социальные чувства. Они возникают как результат удовлетворения (неудовлетворения) социальных и духовных потребностей людей, их потребностей в человеческом общении, принадлежности к определенному социальному кругу. Социальные чувства выступают как переживания устойчивого характера, например, патриотизм. Чем больше жизненных впечатлений приобретает человек, тем значительнее объем его социальных переживаний. Социальные чувства оказывают огромное воздействие на морально-психологическое состояние людей: объединяют (противопоставляют) их, предрасполагают к совместным (индивидуальным) действиям, могут вызвать консолидацию или непримиримую конфронтацию.
  Ценностные ориентации. Ценностные ориентации - это относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение личности к материальным и духовным благам, которые выступают для нее как цель и как средство удовлетворения своих потребностей. Они отражают психологическую настроенность личности, которая не только зависит от обострения у нее потребности в чем-либо, но и находится под воздействием собственного мнения. В формировании ценностных ориентаций мнение первичного коллектива, социального окружения, демографического слоя нередко имеет решающую роль.
  Социальная установка. С ценностными ориентациями тесно связана социальная установка. Она выражает состояние психики, которое характеризуется готовностью человека реагировать определенным образом на то, что связано с актуальной для него потребностью и ситуацией. Социальная установка выступает как фактор, во многом определяющий уровень принятия информации личностью, возможность ее логической обработки.
  Притязания - ожидания. Притязания - ожидания могут выражать какие-либо сущностные для личности интересы (например, стремление получить высшее образование), стремление к удовлетворению житейских интересов (улучшение жилищных условий, повышение заработной платы и т.д.). Притязания- ожидания могут быть сугубо интимного характера, не влияющими на социально- профессиональное положение человека, но имеющими для него актуализирующее личное значение.
  Стереотипы. Стереотип - это устойчиво сохраняющиеся в сознании образы или представления, которые являются эмоционально окрашенным предубеждением или устойчивой оценкой. Он непосредственно влияет на восприятие человеком информации или жизненных условий. Укоренившись в сознании, стереотип нередко препятствует процессу творческого познания.
  Ядро “духовного фонда” личности. “Развитие личности как характера, - писал Г.В.Плеханов, - прямо пропорционально развитию в ней самостоятельности, т.е. способности твердо стоять на собственных ногах” [42, с.510]. Мировоззрение является ядром сознания личности, от него в тойили иной мере зависит эффект самовыражения всех элементов психологической структуры личности. Фундаментом мировоззрения выступают научные знания и нравственные принципы. От того, насколько они органично вплетены в ткань сознания личности, зависит формирование ее убеждений. Верные убеждения - лучший регулятор социального поведения людей [63, с.52-58].

Контрольные вопросы и задание

  1. Дайте характеристику общественно-психологических качеств личности.
  2. Что такое «социальные чувства», «ценностные ориентации», «социальная установка», «притязания-ожидания» и «стереотипы»? Как они проявляются и оказывают влияние на личность?
  3. Что включает в себя понятие «ядро духовного фонда личности»? Какова роль научных знаний и нравственных принципов в формировании мировоззрения?

 
© www.txtb.ru