Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



2.3.1. Стратегии исследования личности в рамках антропоцентрической парадигмы изучения человека

  Понимание природы индивидных свойств человека, их роли в регуляции поведения личности зависит от того, какое место отводится индивидным свойствам в организации личности.
  Известный психолог Р. Мейли, исследовавший основные направления изучения структуры личности, отметил, что за понятием “личность” стоит совокупность психических качеств, характеризующая каждого конкретного человека, где бы он ни находился - на улице, на работе или во время отдыха. Эти психические качества отдельного человека Р. Мейли, а вместе с ним большинством представителей традиционной психологии личности, разбивают на три класса: характер, темперамент, способности; познавательная, мотивационно-потребностная и волевая сферы; мотивация.
  Характер, способности и темперамент проявляются в действии, анализируя которое можно выявить функциональное значение любого из этих проявлений личности. Обычно выделяются три вопроса, посредством которых вычленяются функции темперамента, способностей и мотивации. Вопрос о том, как осуществляется динамика действия, ставится при изучении темперамента - энергетических характеристик действия, темпа, скорости и интенсивности реагирования, регулярности действия. Вопрос о том, какими средствами достигается цель действия, какие исполнительные механизмыучаствуют при развертывании действия, связан с изучением способностей, интеллекта. При ответе на вопросы, в чем смысл и какова цель действия, исследуется мотивация поведения. Р. Мейли при выделении трех аспектов организации личности отождествляет “характер” либо с мотивацией, либо с темпераментом. Другой исследователь, А. Томас более четко ставит вопросы, поднимаемые в психологии личности при изучении темперамента, мотивации и способностей. Когда исследуют темперамент, то отвечают на вопрос, как, каким способом реагирует индивид, и не касаются вопроса о содержании его поведения. При анализе способностей изучают то, насколько хорошо проявляется поведение. Когда же речь заходит о мотивации, то возникают вопросы, зачем и почему люди начали действовать. Вопрос же связанный с исследованием “характера”, А. Томасом глубоко не анализируется.
  При анализе каждого из трех аспектов личности, а также организации личности в целом существует несколько стратегий исследования в рамках антропоцентрической парадигмы изучения человека. Каждая из этих стратегий выделяется по основному объекту исследования, методическим процедурам, понятийному аппарату и, главное, по решению вопроса о соотношении биологического и социального развития личности.
  Основные стратегии исследования личности в рамках антропоцентрической парадигмы изучения человека подразделяются на: конституционально-антропометрическую стратегию изучения строения личности; «факторную» стратегию изучения черт личности; «блочную» стратегию изучения структуры личности; мотивационно - динамическую стратегию изучения организации личности; поведенческо - интеракционистскую стратегию изучения организации личности.
  1. Конституционально-антропометрическая стратегия изучения строения личности. В качестве объекта в этом подходе к изучению личности выступают преимущественно те или иные врожденные предрасположенности к реагированию, чаще всего отождествляемые с темпераментом как базой, ядром личности. Вопрос о соотношении биологического и социального, среды и наследственности в развитии личности решается с позиции концепций “наследственности”. Организация личности сводится к выявлению типов характера, причем характер и темперамент нередко отождествляются между собой. Данная стратегия изучения организации личности в психологии представлена, прежде всего, исследованиями Э. Кречмера, У. Шелдона, К. Конрада.
  2. “Факторная” стратегия изучения черт личности. Эта стратегия получила свое название по той статистической процедуре, посредством которой строится типичная структура личности, - факторному анализу. Объектом анализа являются черты личности, зафиксированные в языке, по выбору которых судят о структуре личности.
  В качестве “элемента” анализа в русле факторного подхода к личности чаще всего фигурирует понятие “черта личности”. В концепциях Р. Кеттелла, Г. Айзенка, Дж. Гилфорда структура личности - это “набор черт”. Так, например, Г. Айзенк полагает, что личность развивается за счетвзаимодействия четырех сфер или секторов, при этом выделяются: познавательный сектор (умственные способности), волевой сектор (характер), эмоциональный сектор (темперамент), соматический сектор (конституция). Для Кеттелла, Айзенка, Гилфорда характерны позиции двойной детерминации развития личности, признание “доделки” базовых, врожденных предрасположенностей под влиянием научения [5; 6; 9, с. 9-23].
  3. “Блочная ” стратегия изучения структуры личности. Блочная стратегия построения структуры личности располагает разные блоки по вертикали “биологическое - социальное”, т.е. берет меру выраженности биологического или социального в качестве критерия выделения подструктур личности. На нижнем этаже “блочного здания” личности располагаются индивидные свойства - темперамент, половозрастные особенности организма, патология органических особенностей индивида, которые определяются биологическими факторами и в которых “социального“ почти нет. Над блоком темперамента надстраивается блок психических процессов, охватывающих индивидуальные особенности восприятия, мышления и т.п., в котором чаще больше социального, чем биологического. В свою очередь, над блоком “психических процессов” размещен блок прошлого опыта, включающий память, навыки, знания, которые приобретены в ходе обучения. На самом верхнем этаже находится блок направленности, в который входят отношения личности к миру, ее моральные черты, сформированные в процессе воспитания. “Блочная” стратегия представлена ведущими советскими психологами, - К.К. Платоновым, Л.И. Анцыферовой, Б.Ф. Ломовым, А.В. Петровским.
  4. Мотивационно-динамическая стратегия изучения организации личности. Данная стратегия исследования организации личности, исторически возникшая в русле психоанализа, характеризует такие различные подходы, как гуманистическая психология (А. Маслоу, К.Роджерс), персонологическая теория индивидуальных черт (диспозиций) личности Г. Оллопорта, когнитивные подходы к личности, опирающиеся на “теорию поля” К. Левина, гормическая психология В. Мак-Дугалла, персонология Г. Мюррея и др.
  Мотивационно-динамическая стратегия в любых проявлениях личности “видит” иерархически организованные уровни потребностей или мотивов, причем в самых разных теориях выделяются в качестве исходных, базовых динамических тенденций базальные потребности жажды, безопасности, сексуальные влечения.
  Для мотивационно-динамической стратегии изучения личности характерна методологическая предпосылка, основанная на убеждении, что в каком - либо одном динамическом образовании личности, будь то влечение, диспозиция, установка, отношение, потребность или мотив, словно в фокусе сконцентрированы свойства личности как целого. Тем самым неявно признается, что, характеризуя эти образования, дают характеристику самой личности. Направленность представляет собой емкую описательную характеристику структуры личности.
  5. Поведенческо-интеракционистская стратегия изучения организации личности. В соответствии с этой стратегией “элементами” организации личности являются те или иные компоненты взаимодействия между организмом и средой, личностью и обществом. Для основных характеристик организации личности в бихевиоризме предлагаются реакции, навыки; в интеракционистских социально-психологических подходах - роли, социальные установки, поступки. Для поведенческо-интеракционистской стратегии исследования, особенно для различных ролевых концепций, проблемы индивидных свойств человека находятся на самой периферии их интересов. Однако и в этих подходах явно или неявно присутствует идея иерархии строения личности, в которой низовым уровнем становятся элементарные поведенческие акты, обусловленные, прежде всего, индивидными диспозициями человека - его органическими потребностями, установками и т.п.
  В пяти стратегиях изучения психологической организации личности, при всем отличии стоящих за ними теоретических позиций, выбора “элементов” построения организации личности, методов диагностики черт, мотивов, темперамента, т.е. разных подструктур личности, проявляется общая тенденция размещать “индивидные“ свойства человека в основе организации личности, характеризовать их как базовый, или базальный уровень организации человека. Подобное представление о месте индивидных свойств в организации личности выступит более наглядно при сопоставлении трех различных конкретных описаний организации личности, принадлежащих стоящим на диаметрально противоположных позициях исследователям - основателю гуманистической психологии А. Маслоу, видному представителю факторной стратегии изучения личности Дж.Гилфорду и известному польскому психологу К. Обуховскому.
  Пирамида потребностей — иерархическая система потребностей человека, составленная американским психологом А. Маслоу.
  А. Маслоу в качестве центральной характеристики личности выделяет разные иерархические уровни потребности человека: физиологические потребности (жажда, голод, ....); потребности в безопасности; потребности в любви и признании; потребности самооценки; потребности самоактуализации.
  Иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.
  Ступени (снизу вверх):
  1. Физиологические.
  2. Безопасность.
  3. Любовь/принадлежность к чему-либо.
  4. Уважение.
  5. Познание.
  6. Эстетические.
  7. Самоактуализация.
  Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (потребность в личностном росте).

Рис. 1. Иерархические уровни потребностей человека

Рис. 1. Иерархические уровни потребностей человека

  Маслоу выделяет 5 уровней потребностей. Вот они:
  1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  2. Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.
  3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
  4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
  5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение.
  Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):
  1. (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
  3. Потребность в принадлежности и любви.
  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
  7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.
  По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.
  В контексте факторной стратегии исследования организации личности Дж. Гилфорд выделяет следующие уровни “мотивационных факторов” в поведении личности:
  1) факторы, соответствующие органическим потребностям: голод (не обнаружен в факторных исследованиях), сексуальное побуждение, общая активность;
  2) потребности, относящиеся к условиям среды: потребность в комфорте, приятном окружении;
  3) потребности, связанные с работой: общее честолюбие, упорство;
  5) социальные потребности: потребность находиться среди людей, агрессивность;
  6) общие интересы: потребность в риске или, напротив, в безопасности.
  Отличительная особенность подхода К. Обуховского состоит в том, что он рассматривает организацию личности в ее динамике, в режиме ее работы. В его схеме выделяются две достаточно автономные подсистемы: подсистема программирующих свойств личности и подсистема базальных свойств личности. В состав программирующей системы, ответственной за переработку информации, входят три компонента: знания о мире, определяющие направленность поведения человека, задачи, эмоциональные установки личности.
  К базальным свойствам относятся формальные параметры личности: общий интеллект, темперамент, характеристики экстраверсии (направленности на внешний мир) и интроверсии (направленности на внутренний мир), способности и т.п.
  Фактически иерархическая модель организации личности, несмотря на то, что в ней нижнему уровню - индивидным свойствам человека отводится место базы, основы, фундамента, на котором строится личность, стала в современной психологии одной из методологических предпосылок резкого разрыва между общей психологией личности и дифференциальной психологией (Б.И.Кочубей).
  При рассмотрении индивидных свойств человека как выражающих историю человеческого вида функционально-структурных качеств, выступающих в форме предпосылок развития личности в социально­историческом образе жизни, они утрачивают иллюзорную привилегированность быть “первой базой” личности. Вместо этого индивидуальные свойства становятся теми реальными предпосылками, которые, будучи преобразованы в совместной деятельности, вносят свой вклад в развитии личности в системе общественных отношений, в эволюционно-исторический процесс в целом. Они расположены не под социальными качествами личности, не над ними, а в конкретной совместной деятельности между людьми и могут выступать и как необходимые предпосылки этой деятельности, совершенствуясь в ней, и как психофизиологические реализаторы деятельности, обеспечивающие достижение тех или иных целей, и как средства, считаясь с которыми и овладевая которыми, личность оценивает свои возможности, выбирает разные по сложности классы задач. Введение совместной деятельности в качестве основания движения личности в системе общественных отношений открывает путь к изучению содержательных закономерностей развития и регуляции различных свойств индивида..
  Индивидные свойства человека являются объектом исследований дифференциальной психофизиологии, психогенетики, нейропсихологии, психосоматики, а также некоторых пограничных с психологией личности дисциплин, например, геронтологии - науки о старении организма.
  Индивидные свойства подразделяются на два широких класса: класс возрастно-половых свойств и класс индивидуально-типических свойств. В свою очередь, индивидуально-типические свойства подразделяются на три группы: конституциональные особенности (телосложение и биохимические свойства индивида); нейродинамические свойства человека; особенности индивида, связанные с функциональной геометрией больших полушарий головного мозга.
  В психологии личности могут быть выделены следующие общие особенности, характеризующие роль индивидных свойств человека в регуляции поведения личности.
  1. При всем различии и своеобразии индивидных свойств, их вариативности (будь то возрастная чувствительность, эмоциональная возбудимость, интроверсия, нейротизм) эти свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов.
  2. Индивидные свойства (тип нервной системы, конституция, задатки, экстраверсия или интроверсия и т.п.) определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности в границах, не имеющих социально­существенного приспособительного значения.
  Так, экстраверсия лишь увеличивает вероятность совершаемого, прежде всего, не самим индивидом, а участниками его совместнойдеятельности, выбора той или иной социальной роли, связанной с процессом общения (оратора, актера, военного, руководителя и т.п.), в то время как речевой дефект может уменьшить вероятность выбора такого рода социальной роли.
  3. Когда человеку о его индивидных свойствах говорят другие, эти свойства “означиваются”, становятся “знаками”, происходит их символизация. Превращение индивидных свойств в знаки коренным образом меняет их функцию в регуляции динамики поведения и развития личности. При превращении индивидных свойств в “знаки” происходит переход от объектной детерминации поведения к предметной детерминации поведения личности. Вследствие этого перехода у человека возникает образ его индивидных свойств и появляется возможность произвольного управления своим собственным телом так же, как он управляет теми или иными предметами в действительности.
  Напрашивается вполне оправданная аналогия между приемами йогов и той распространившейся в последние годы психофизиологической методикой, которая была названа методом биологической обратной связи, или “биоуправлением с помощью обратной связи”.
  “Биологическая“ обратная связь представляет собой технику, с помощью которой человек обучается управлять своими внутренними соматическими процессами. Люди управляют частотой пульса, скоростью кровотока и т.п.
  В реальных жизненных ситуациях многие индивидные свойства человека выступают как автономно регулирующиеся подсистемы индивида, подчиненные децентрализированному управлению, например, терморегуляция организма, протекание нейродинамических процессов.
  Поведение личности в разных системах допускает наличие полифонического, объединенного, централизованного и децентрализованного управления поведения (исследовано в трудах М.М. Бонгарда, Д.А. Поспелова), допускающего автономность и специализацию задействованных в развитии личности разных подсистем.
  4. Использование индивидных свойств как “знаков”, “средств”, с помощью которых человек корректирует свои индивидные особенности, лежит в основе происхождения индивидуальных стилей в онтогенезе поведения личности и открывает большие возможности компенсации, коррекции природных форм реагирования индивида при обучении различным профессиям.
  Изучение индивидуальных стилей деятельности помогает увидеть, как индивидные свойства из органических предпосылок поведения личности в условиях определенного социально-исторического образа жизни преобразуются в результаты и тем самым проследить закономерности преобразования природных индивидных свойств в процессе развития личности в системе общественных отношений [6].

Контрольные вопросы и задания

  1. Перечислите и раскройте классы ведущих психических качеств, характеризующих личность в соответствии с традиционной психологией личности.
  2. Какие вопросы ставятся при исследовании темперамента, мотивации, согласно взглядам А. Томаса?
  3. Перечислите и дайте характеристику стратегий личности и ведущих ее аспектов в рамках антропоцентрической парадигмы изучения человека.
  4. В чем заслуга А. Маслоу? Перечислите иерархические уровни потребностей личности.
  5. Перечислите уровни мотивационных факторов в поведении личности согласно исследованиям Дж. Г илфорда и дайте их характеристику.
  6. В чем состоят отличительные особенности исследований К. Обуховского? Какие подсистемы динамики личности он выделяет? Что относится к базальным свойствам?
  7. Роль и место индивидуальных свойств личности. Перечислите классы индивидных свойств и раскройте общие особенности, характеризующие роль индивидных свойств человека в регуляции поведения личности.


 
© www.txtb.ru