Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


Введение

  Как и многие другие психолого-педагогические понятия, слово «личность» является одним из центральных понятий философии, этики, социологии, права, управления персоналом, психиатрии и других наук. В философии с понятием «личность» связывается наиболее глубокая сущность человеческого рода и в то же время наиболее существенные индивидуальные особенности конкретного человека. Природа этой сущности по-разному трактуется в различных философских системах, но чаще всего соотносится с характером общественных отношений, которые связывают людей между собой. Индивид становится личностью, лишь включаясь в систему существующих общественных отношений, т. е. он приобретает новое системное качество, становясь элементом более крупной системы - общества. При этом «общественное» нельзя понимать только как коллективное. Общественными по своей природе являются мотивы, цели и средства любой человеческой деятельности. То, какой именно тип личности будет сформирован, зависит не только и не столько от биологических особенностей индивида, свойственных ему от рождения, сколько от той социальной микросреды, в которой происходит становление личности. Признание детерминированности личностного развития общественными процессами не означает, что человек является пассивным объектом воздействия внешних сил. Он с самого начала активно вступает в общественные отношения, в системе которых он только и может развернуть заложенные в нем сущностные силы. Творчество человека заключается, во- первых, в том, что созданные им продукты материального или духовного производства сами начинают функционировать в обществе и могут приобрести со временем статус «общественного стандарта». Во-вторых, человек способен в определенных пределах активно конструировать социальную ситуацию развития своей личности, что часто требует многих лет напряженной направленной деятельности [2, с.127].
  В этике личность - это высшая ценность, субъект нравственной деятельности, обладающий чувством долга и ответственности, совестью, достоинством, убеждениями.
  Социология изучает общественно значимые аспекты деятельности личности, ее социальные функции как элемента системы общественных отношений.
  В юриспруденции личностью считается дееспособный человек, субъект правовых отношений, сознательно принимающий решения и отвечающий за свои поступки.
  В медицине главная характеристика личности - это степень ее психического здоровья, наличие патологий или акцентуаций. Врачу важно знать, как влияют те или иные качества личности на течение соматических (телесных) заболеваний и как последние, в свою очередь, могут изменять свойства личности.
  В отечественной педагогике советского периода личность рассматривалась преимущественно как предмет проектирования и направленного формирования. Последствия такого одностороннего технократического подхода еще не полностью преодолены в отечественной школе, но тенденции к пониманию учебно-воспитательного процесса как сотрудничества, взаимодействия личностей педагога и учащегося получают все большее распространение [53].
  В психологии личность - относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других [65].
  В настоящем учебном пособии рассматриваются понятийный аппарат, связанный с понятием «личность», развитием личности и ее формированием; сущность понятия «личность» как психологической категории; структура личности; аспекты роста, развития и воспитания личности; «биологический возраст» и периодизация жизненного пути, понятие возраста и индивидуальности; социальное самоопределение личности; психология половых различий; социотипическое поведение личности и его проявления; особенности межличностных отношений и проявления личности в совместной деятельности; особенности психического развития и формирования личности; методические приемы прикладной психологии личности; исследуются основные теории личности и основные направления современной психологии личности; осуществляется сравнение потенциальных достоинств и недостатков альтернативных подходов к исследованию личности, раскрываются суть и характеристика методов психологического исследования; исследуются основные проблемы умственного развития в связи с успешностью адаптации в высшей школе.

Назад
 
© www.txtb.ru