Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


5.9.5. Психологические теории индивидуальной мотивации

  Самым примитивным методом воздействия на людей с целью получения желаемого результата является метод «кнута и пряника». Его можно с большим приближением рассматривать как метод мотивации, основанный на первичных потребностях, и соотнести с теориями бихевиоризма («стимул- реакция»). Известен с рабовладельческиж времен. В настоящее время трансформировался в систему простейших экономических и административных стимулов и санкций.
  Факторы этого метода:
  • пропорциональные доплаты и удержания;
  • работа на условиях администрации;
  • коллективный подряд и т.д.
  Метод имеет свою экологическую нишу и в современных условиях:
  • при низкой содержательности работ;
  • при авторитарном стиле руководства;
  • если работник не может (по каким-либо причинам) найти себе другое место работы;
  • на должностях младшего обслуживающего персонала, чей доход в основном и напрямую зависит от объема выполненной работы;
  • в критических для фирмы ситуациях.
  По мере социального развития как общества в целом, так и индивида в нем у работника на первый план все больше выходят вторичные потребности. Соответственно, появились психологические методы воздействия на работников и психологические теории мотивации. Они подразделяются на две группы: содержательные и процессуальные.
  Содержательные теории мотивации имеют целью установить потребности работников и определить в их структуре оптимальное соотношение внутренних и внешних вознаграждений.
  Процессуальные теории мотивации имеют целью установить вероятность наступления ожидаемого результата при мотивирующей роли данной потребности и различной возможной степени ее удовлетворения. Процессуальные модели основываются на теории бихевиоризма и, в частности, на том, что действие стимулов (положительных или отрицательных) определяется несколькими факторами:
  • поощрение и наказание являются подсознательными феноменами;
  • их действие зависит более от скорости следования поощрения (наказания) за действием, чем от логических или причинных связей;
  • положительный стимул оказывает более длительное (в пределе - постоянное) воздействие.
  Теории мотивации в отдельных видах деятельности (профессиональной, учебной и т.д. более подробно рассматриваются в последующих разделах курса.

 
© www.txtb.ru