Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


5.9.1. Основные понятия теорий мотивации

  Мотивация (лат. motus - движение) - методы воздействия на людей (в том числе и на себя самого) с целью получения желаемого результата.
  Мотив - это психическое напряжение, обладающее не только величиной, но и направленностью. Поэтому мотивация порождает целенаправленное поведение. Основные функции мотива - инициация, селекция и переключение действий.
  Личность характеризуется не только совокупностью мотивов, но и их организацией, которая является иерархической.
  Первичный фактор, подчиняющий мотивы друг другу - конечность жизни человека. Осознание человеком этого факта ранжирует мотивы, цели и ценности по приоритетам. Эта ранжировка может изменяться в зависимости от субъективного представления о том, сколько времени еще осталось. Например, в экстремальных ситуациях (когда, по мнению человека, ресурс почти исчерпан), система ценностей становится значительно более жесткой (то есть число элементов в ней становится меньше, а их иерархичность - сильнее).
  Как организована иерархия мотивов? Обычно на вершине находится цель жизни (она может явно не вербализоваться); рядом с нею и несколько ниже располагаются мотивы, определяющие общую направленность личности (направленность на себя, на дело, на других людей; гуманитарная или техническая; либеральная или консервативная); на нижних уровнях находятся кратковременные и неустойчивые мотивы.
  Мотивы могут быть осознанными (цели) и неосознанными, подсознательными (установки). При этом индивидуальные ценностные шкалы осознаваемых и подсознательных мотивов разделены и даже могут противоречить друг другу. Это позволяет понять, как возможно одновременное доминирование мотивов разной направленности. Некоторые люди могут осознанно стремиться к одному, а действовать в соответствии с мотивами противоположной направленности; причем и то, и другое происходит совершенно искренне. Например, осознанно человек может высоко ценить щедрость, но в жизни проявлять совершенно обратные качества.
  Существует целая терминология относительно мотивации (желание, мотив, побуждение, потребность, влечение, импульс, привязанность, вдохновение, склонность, намерение и т.д.).
  Потребности - физиологическое или психологическое ощущение недостатка чего-либо. Потребности могут быть:
  • сознательные и бессознательные (неосознаваемые в данный момент данным индивидуумом);
  • первичные (по своей природе физиологические и врожденные - в пище, воде, воздухе, сне, сексуальных отношениях) и вторичные (психологические - в успехе, уважении, власти, принадлежности и т.д.). Диапазон вторичных потребностей очень широк и специфичен для каждого человека как индивидуальности; в то же время для данного человека вторичные потребности имеют постоянный или очень продолжительный характер. Побуждение - ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность и цель. Порождается потребностью.
  При достижении цели удовлетворение потребности может быть положительным (полным или частичным) и отрицательным. В первом случае человек склонен при повторении ситуации повторять данное поведение, а также искать новые подобные ситуации.Во втором случае такое поведение в будущем избегается.
  Рассмотрим пример - человек имеет потребность в еде. На базе этой потребности у него возникает побуждение купить шаверму. Если этим актом он удовлетворяет только первичную потребность (непосредственно в насыщении), то можно ожидать повторения такого поведения. Однако современный человек социализирован, и этим актом он удовлетворяет (или нет) еще целый букет вторичных потребностей: в принадлежности («приятель покупает именно шаверму» или «в моем социальном круге не принято покупать еду на улице» и т.д.), в власти («я покупаю шаверму, хотя мама и не разрешает, потому что я уже большой и независимый»), в успехе («это достаточно дорогая еда») и т.д. В этом случае предсказать поведение конкретного человека (в том числе и ему самому) становится уже очень сложно.
  Этот простой пример достаточно наглядно показывает возможности организации мотивации через потребности и проблемы, возникающие при этом:
  • структура потребностей у конкретного человека определяется, среди прочих факторов, местом в социальной иерархии и ранее приобретенным опытом, а эти показатели в группе людей имеют большой диапазон изменений - трудно организовать единую мотивацию для группы;
  • удовлетворение одной и той же потребности у двух людей может требовать совершенно разных действий. Пример - потребность в доверии со стороны начальника может реализовываться у одного работника получением сложной работы, а у другого - предоставлением свободного режима работы;
  • для организации как социального института характерны взаимозависимость работ, недостаток информации о работе каждого, текущее изменение служебных обязанностей - эти факторы дополнительно усложняют процесс мотивации.
  Вознаграждение (поощрение) - все, что человек считает ценным для себя. Поощрения делятся на внутренние (существующие в сознании индивида - чувство самоуважения, удовлетворенность результатом, ощущение значимости и содержательности своего труда, ощущение ответственности труда, неформальное общение в процессе труда) и внешние (то, что дает организация за выполненную работу - зарплата, премии, продвижение по службе, символы статуса и престижа, похвалы и признания, дополнительные льготы и вознаграждения).
  Регуляторы мотивации и главные мотиваторы. К базовым понятиям относится также разделение на факторов, определяющих мотивацию, на регуляторы мотивации и главные мотиваторы.
  Регуляторами мотивации являются:
  • характеристики рабочей среды (дизайн помещения, система питания, уровень шума, чистота, физические условия работы);
  • вознаграждение (оплата труда и другие выплаты, выходные дни, система медобслуживания, социальное обеспечение, дополнительные материальные выгоды);
  • безопасность (принадлежность, причастность, уважение, одобрение, стиль управления, отношения с окружающими, принятый в компании стиль отношения к сотрудникам.
  • К главным мотиваторам относятся:
  • личное развитие (ответственность, новый опыт, возможность экспериментирования, возможность обучения);
  • чувство причастности ( доступ к информации, совместное принятие решений, возможность представлять компанию);
  • интерес и вызов (возрастающая ответственность, перспективные цели и скорость продвижения к ним).
  Если факторы этих двух групп сбалансированы, то у сотрудников возникают желаемые для руководителя удовлетворенность работой и преданность организации.

 
© www.txtb.ru