Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


5.7. Пути выхода из отрицательных психических состояний

  Если человек находится в отрицательном психическом состоянии, даже весьма тяжелом, то психология предлагает не искать ответ на вечные вопросы «кто виноват» и «что делать» в смысле «какую панацею ему предложить». Она ставит вопрос иначе: какие пути выхода из отрицательного психического состояния в принципе возможны, какие из них являются конструктивными и какие - нет.
  Итак, ситуации: мой ребенок родился с отклонениями; я живу в городе, где закрылось градообразующее предприятие, здесь нет и не будет рабочих мест; мой близкий человек умирает, а у меня нет денег на лечение; у меня вроде бы есть все данные для успеха в жизни, а успеха нет, более того, есть сплошные неудачи. Во всех этих ситуациях человек объективно испытывает и глубокий стресс, и сильную фрустрацию. Как ему помочь и как он сам может грамотно себе помочь?
  1. Прежде всего - не отрицать и не презирать свои проблемы, а просто принять их как достойных противников. Опасно отвергать часть своего естества, какой бы она ни была; надо с собой считаться, уважать все свои личностные проявления. Глупо отрубать левую руку по той причине, что она все делает хуже, чем правая; так же глупо пытаться «ампутировать» часть своего характера, своей личности.
  2. Попытаться найти помощь извне. При благоприятном развитии событий такой помощью становится психолог. Функция помощи извне - это не помощь в традиционном понимании этого слова, а только помощь в осознании сущности собственных проблем: человек должен разговаривать с психологом как с зеркалом.
  Важно подчеркнуть, что страдающий человек непроизвольно стремится найти «козла отпущения», объект разрядки напряжения, которое не способны разрядить подлинные источники конфликта. Поэтому истинным помощником является не советчик, а человек, который может тем или иным способом повысить у другого уверенность в себе и устойчивость в жизненных бурях. Наилучшей позицией для человека, оказывающего психологическую помощь, является максимальная внешняя нейтральность.
  3. Использовать механизмы психологической защиты. Это эффективно при кратковременных отрицательных воздействиях на психику со стороны окружающего мира, если главные жизненные ценности человека не приходят в противоречие с требованиями окружающего мира.
  4. Если внешняя травмирующая ситуация становится перманентной (как в вышеприведенных примерах), использование защитных механизмов психики становится просто вредным. В этой ситуации надо, что называется, «посмотреть правде в глаза» и начать меняться самому. Это очень трудно, так как здесь необходимо нейтрализовать автоматически включенные защитные механизмы:
  • понизить значимость травмирующего фактора (теперь, в новых обстоятельствах, я смотрю на это по-другому);
  • повысить самооценку, чтобы на ее фоне влияние травмы было менее болезненным;
  • понизить значимость неудачных поступков, т. е. изменить систему ценностей (не очень-то и хотелось).
  Например, если человек испытывает страх публичного выступления, ему стоит заранее рассмотреть последствия возможного провала. Как правило, все сводится к нескольким дням собственных и только собственных переживаний, а потом все забудется.
  К сожалению, в сегодняшней остро конкурентной ситуации большинство наших значимых поступков являются необратимыми (выступления спортсменов, конкурсные экзамены и т.д.), поэтому заставить свое сознание понизить значимость неудачных поступков или травмирующего фактора очень трудно. Зато всегда и очень сильно действует фактор, связанный с самооценкой. Нужно учесть, что самооценка снижается сильнее, если неудача объясняется личной неполноценностью, чем когда допускается и неблагоприятное стечение обстоятельств. Поэтому полезно переложить значительную часть неудач на внешние обстоятельства и недостаточную информированность. Не будьте к себе более критичны, чем к другим; в конце концов, вы тоже человек.
  Какие методики разработала современная прикладная психология для реализации этих задач?
  Повышение гибкости системы ценностей. С течением жизни человека его модель мира становится не только более сложной, но и более инерционной. В то же время только признание относительности своей системы ценностей может устранить препятствия на пути коммуникации человека в меняющемся мире. Здесь предлагается:
  • учитывать динамику психических ресурсов (в детстве психика была слаба - неприемлемое для себя влечение устранялось только вытеснением; теперь психика стала сильнее - используем сублимацию);
  • учитывать возможный личный шаг изменений (не все сразу), то есть предельные однократные усваиваемые дозы расхождений между позицией данного и другого лица; когда расхождение слишком велико, усвоение прекращается, и включается защита (по типу «он плохой»). Этот принцип хорошо известен в теории переговоров и конфликтологии;
  • вместе с собеседником встать на его точку зрения (неверную, по вашему мнению), найти в ней положительные стороны, объявить себя его союзником и потом вместе с ним выйти на правильную точку зрения;
  Для повышения гибкости системы ценностей в Японии применяется специальная система занятий. На первой неделе таких занятий человеку предписывается полная изоляция и постельный режим; при этом человек «выделяет из себя» партнера по общению и беседует с ним. В течение следующих двух недель предписывается очень тяжелая физическая работа, сопряженная с болью; при этом уходят нереальные претензии и появляются новые установки (не обязательно делать все абсолютно хорошо, достаточно настолько хорошо, насколько это позволяют обстоятельства). Затем следуют три недели крайне неприятных заданий, за счет которых у человека происходит корректировка системы ценностей. Последние две недели разрешается разговаривать, но не о себе и не о своих проблемах. Если занятия эффективны, то к концу цикла стабилизируются новые критерии: появляется вкус к жизни, стремление наладить отношения с людьми, преодолевается максимализм, появляется терпимость к двусмысленным ситуациям.
  Повышение самооценки. Убежденность в собственной неполноценности очень опасна - формируется уничижительная позиция: если я такой плохой, то уж от «этого» хуже не стану. Отсюда один шаг до хулиганства, агрессии, жестокости и т.д. Альтернативой здесь является подход В. Франкла: принимая человека таким, какой он есть, мы делаем его хуже, принимая его таким, какой он должен быть, мы заставляем его быть таким, каким он еще только может стать.
  Нормализация самооценки может быть достигнута по-разному, но основной путь - через переоценку ценностей и упорядочение иерархии приоритетов. Другими словами, повышать самооценку следует до такого уровня, когда у человека возникает уверенность в том, что уж кто-кто, а он-то сможет справиться с травмирующей ситуацией. В первую очередь, это должны делать родители в детстве, но это всегда может делать и сам человек.
  Для повышения самооценки целесообразно учитыватыь следующие моменты:
  • не всегда нужно тратить усилия на избавление от всех своих недостатков, но нужно развивать и поддерживать свои достоинства;
  • внутренним девизом должно быть не «если бы только...» и «да, но...», а «хорошо, что удалось продвинуться на...»;
  • необходимо иметь в себе и создавать в зависящем от вас человеке (в частности, в вашем ребенке) ощущение объективного успеха. Здесь помогает работа, если она приносит удовлетворение, даже если она плохо или вообще не оплачивается (например, хобби), а также разделение большой цели на последовательные и пошаговое достижение результатов (при решении задачи, при преодолении страхов различной природы и т.д).
  Повышение активности для изменения хода событий. Если удалось поднять самооценку и повысить гибкость системы ценностей человека, то наступает время третьего этапа.
  Надо быть не только сильнее, чтобы наступать, но и надо наступать, чтобы быть сильнее. Представление человека о своей неспособности изменить создавшуюся ситуацию вызывает комплекс неполноценности и снижает самооценку, замыкая тем самым порочный круг: человек все больше изолируется от социальных контактов и сдается, отказывается от дальнейших попыток изменить ситуацию.
  Большинство испытывающих кризис жалуются на невозможность что- либо изменить в своем положении. Однако внимательный анализ всех обстоятельств со стороны показывает, что хотя положение чаще всего действительно серьезное, все же есть определенные возможности, позволяющие его изменить. Что этому мешает?
  Во-первых, находясь «внутри» ситуации, человек не видит выходов из нее; нужен взгляд со стороны, который поможет ему подняться над своими проблемами. Во-вторых, у каждого сформировано представление о приемлемых для себя формах поведения; нарастание тревожности может быть связано с тем, что выход видится в действиях, которые человек считает для себя неприемлемыми или непосильными («это не женское дело», «в нашем возрасте это невозможно», «с моим образованием - и идти в обслуживание» и т.д.). В-третьих, хотя локус контроля является базовой характеристикой личности, из тяжелых ситуаций могут выйти успешно и экстерналы, и интерна- лы: интерналы более адаптивны, нужно только поднять их самооценку (ты справишься сам), в то время как экстерналы легче поддаются внешнему управлению.
  Таким образом, ощущение бессилия связано в подавляющем большинстве случаев не столько с самой ситуацией, сколько с односторонним ее восприятием. В подобных случаях важно показать (или вспомнить), что беспросветность - следствие привычного взгляда, и, если расширить поле анализа, учесть дополнительные обстоятельства, можно увидеть выход.
  Завершая этот раздел, нельзя не коснуться социального аспекта проблемы. В основе изложенной концепции лежит тот принцип, что ответственность за улучшение своего психического состояния несет только сам человек и никто другой. Однако очень часто в роли патогенного фактора выступает сама социальная среда; то есть даже если в результате терапии человек хочет и может изменить свое поведение, внешние условия и порождаемый ими стресс сохраняется.
  Между тем многие исследования выявили решающую роль социальноэкономических факторов в развитии психических расстройств. Так, по экспериментальным данным, в «высших» классах психически больных людей в 4 раза меньше, чем в «низших». Тем не менее, в нашей стране социальная ситуация, и в частности, профессиональная востребованность человека постепенно улучшаются, что дает каждому из нас шансы на адекватную реализацию своих возможностей и, соответственно, на психическое здоровье.

 
© www.txtb.ru