Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



3.6.2. Системные признаки мышления

  Как уже говорилось, психология изучает психические феномены на системном уровне. В зависимости от того, какие именно функции из общего процесса переработки информации включены в процесс мышления, с философской точки зрения возможны разные определения мышления и разума вообще.
  С позиций психологии имеет смысл объединить в понятие мышления то, что отделяет в этом смысле человека от животных. Тогда мышление - это психологический процесс с открытием нового (возможно, субъективно, то есть только для мыслящего) знания и решение проблем на основе переработки полученной информации.
  На основе этого определения можно выделить признаки мышления человека:
  • продуктивный характер, т.е. образование относительно нового знания, которое отсутствовало у человека до данного мыслительного процесса. Поэтому неоправданно называть мышлением наши простейшие осознаваемые реакции и поток сознания: «был в гостях, ел курицу, вкусно, идет милиционер...»;
  • формирование и усвоение понятий, т.е. обобщение. Понятия, как уже говорилось, формируются по законам логики в процессе развития ребенка и сразу же закладываются на хранение в семантическую память. В то же время у некоторых лиц вместо постепенного усвоения понятий, которое характерно для среднего интеллектуального уровня, представления об общих чертах явлений сразу как бы сами собою формируются, то есть происходит внезапное постижение (озарение). Такое явление называется «инсайт», оно характерно для процесса решения задач и более подробно рассматривается ниже;
  • опосредованный характер мышления. Новое знание не дается в готовой форме, мышление извлекает его из себя, оперируя имеющейся в его распоряжении информацией. Например, просто читать текст или заметить опечатку - это еще не мыслительный акт, а вот сделать выводы из текста - это уже акт мышления;
  • речь как функция и одновременно орудие человеческого мышления.
  У большинства животных существуют сигналы, с помощью которых они между собою общаются (пример - танцы пчел). И они запускают какие-то врожденные поведенческие реакции. Такие сигналы есть и у человека (крики от боли, непроизвольные восклицания как предупреждение об опасности).
  Человеческая речь отличается от средств общения других животных. Она позволяет передать представление также о том, чего в наличной ситуации нет, т.е. о прошлом и будущем. Кроме того, ребенок с самого раннего возраста способен конструировать неограниченное количество речевых сигналов (высказываний), которые он ранее не произносил и не слышал. В настоящее время преобладает теория, что лингвистическая компетентность ребенка является врожденной; в то же время она может развиться только в процессе социализации ребенка, то есть его общения с другими людьми. Родители при этом играют большую роль в обучении ребенка первым словам; а процесс формирования синтаксиса фраз в основном зависит от самого ребенка.
  На хорошем экспериментальном материале показано, что обезьяна формировать синтаксис не может, хотя ее можно научить распознавать целый ряд слов. Опыты, проведённые с дельфинами и китами, еще не дали результатов.


 
© www.txtb.ru