Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



1.2.1. Мифологический подход (древний мир до 476 г.)

  Мифология (от греч. - предание и слово, понятие, учение) - форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Основные черты мифологического мировоззрения сводятся к следующему.
  • Существует представление о родственной связи природных сил и явлений, человеческих коллективов. Оно, в свою очередь, восходит к зооморфизму - воззрению, согласно которому каждый род ведет свое происхождение от какого-либо животного, реже - растения и как исключение - от определенного неодушевленного предмета. Человеческая общность и его природное окружение со всеми поселяющими его существами и стихийными процессами понимаются как одна большая община, в которой все составляющие ее части связаны друг с другом таинственной и непостижимой силой.
  • В развитых формах мифологии происходит персонификация человеческой деятельности. Божества греческой мифологии мыслятся в антропоморфных (человекообразных) образах и одновременно управляют каким- либо природным явлением или формой человеческой деятельности. Так, Зевс - олицетворение грома и молнии, Афина - богиня войны, ремесла, Посейдон - бог моря, Аполлон - покровитель искусств, Афродита - богиня любви и красоты и т.д.
  • Мифологическое мышление - художественное по своей природе, оно оперирует образами, но не понятиями.
  • Мифы воспринимаются людьми как настоящая, жизненная реальность, как предание; они не нуждаются в обосновании и проверке.
  • Человек понимается как игрушка в руках божественных сил, его жизненный путь определяется предписанной судьбой, роком.
  • В целом мифологическое мышление не проводит различия между природным и социальным мирами, не видит принципиальной разницы между действием стихийных природных сил и человеческой деятельностью.
  Первым мифологическим учением о душе стал анимизм (от лат. anima - душа). Анимизм включал в себя представление о скрытом за конкретными видимыми вещами сонме душ как особых призраков, которые покидают человеческое тело с последним дыханием.
  Принципиально новый подход выразило сменившее анимизм учение о всеобщей одушевленности мира - гилозоизм, в котором природа осмысливалась как единое материальное целое, наделенное жизнью.


 
© www.txtb.ru