Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


1.3.1. Клиническая психология и клаустрофобия

  У некоторых людей в тесном замкнутом пространстве возникает сильный иррациональный страх (фобия), затрудняющий повседневную жизнь (например, пользование лифтом). Клинический психолог может по-разному подойти к лечению такого больного в зависимости от полученного им образования и той школы, к которой он принадлежит.
  Так, терапевт с бихевиористским уклоном сочтет, что дело здесь в дезадаптации, порожденной «скверной» привычкой. Для него эта фобия - результат создания определенных условных связей, а поэтому ее следует устранить таким же путем: надо постепенно, шаг за шагом, восстанавливать уверенность больного в том, что он может преодолеть свои страх. Для этого сначала его просят войти в кабину лифта и пробыть там одну минуту при открытых дверях; на следующий день - проделать то же самое, но при закрытых дверях; затем больной должен сам нажать кнопку, чтобы двери закрылись; после этого - подняться на один этаж и т.д. Для сторонников такой бихевиористской терапии сам факт устранения аномального поведения автоматически влечет за собой устранение проблемы.
  Клиницист-психоаналитик будет искать источник затруднений в каких- то неблагоприятных событиях, пережитых в детстве: подавление воспоминаний об этих событиях привело к симптомам, наблюдаемым у больного. Необходимо поэтому досконально исследовать вместе с больным его прошлое, чтобы обнаружить следы того события, образ которого хранится в подсознании. Возможно, что это было чувство беспомощности перед матерью или кем-то другим, испытанное однажды в тесном закрытом помещении; возможно также, что этим выражается нежелание вновь оказаться в ситуации, напоминающей ту, что пережил плод в материнской утробе во время беременности, которой мать не желала. Терапия сводится к тому, чтобы заставить больного еще раз внутренне пережить эту ситуацию и освободиться тем самым от ее груза и связанных с этим симптомов.
  Терапевт гуманистического направления не станет искать причины болезни в прошлом, а даст больному возможность разобраться в своих чувствах и мыслях в рамках той проблемы, которую он хочет разрешить. Терапевт поможет больному говорить о затруднениях и проанализировать переживаемую ситуацию. При этом пациент расскажет о тех средствах, которые он уже использовал в попытках преодолеть свою фобию, и об успехах, достигнутых им в других ситуациях. По мере развития уверенности в себе пациент начнет ощущать все большую способность к решениям, которые будут все более эффективными.
  При групповой терапии больному устроят «очную ставку» с другими людьми, переживающими аналогичные затруднения. Он должен будет рассказать о своих ощущениях и о трудностях, с которыми сталкивается. Затем его попросят высказать свое мнение о поведении других лиц и о том, как можно разрешить их проблемы. Роль терапевта в этом случае сводится к тому, чтобы создать благоприятную обстановку для обмена опытом между членами группы и суммировать вытекающие из него результаты.

 
© www.txtb.ru