Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


1.2.9. Зарождение психологии как науки

  На рубеже XVIII- XIX вв. появились предпосылки к переходу психологии из состояния раздела философии в состояние науки со своим естественнонаучным обоснованием и экспериментальными методиками.
  Так, умозрительная схема Декарта оказалась правдоподобной благодаря обнаружению различий между чувствительными (сенсорными) и двигательными (моторными) нервными путями, ведущими в спинной мозг. Была открыта рефлекторная дуга: рецептор (нервное волокно, воспринимающие раздражение) - афферентное звено (центростремительное нервное волокно, отростки рецепторных нейронов, осуществляющие передачу импульсов от чувствительных нервных окончаний в центральную нервную систему) - эфферентное звено (центробежное нервное волокно, проводящие возбуждение от центральной нервной системы на периферию) - эффектор (исполнительный орган).
  Второе открытие, которое подрывало версию о существовании души, было сделано при изучении органов чувств, их нервных окончаний. Оказалось, что какими бы стимулами на эти нервы ни воздействовать, результатом будет один и тот же эффект, специфический для каждого из них. Например, любое раздражение зрительного нерва вызывает у субъекта ощущение вспышек света.
  Джон Стюарт Милль стал говорить о «ментальной (психической) химии», т.е. о возникновении из простейших элементов сознания новых, обладающих собственными качествами структур этого сознания - подобно тому, как из водорода и кислорода возникает совершенно новый продукт - вода. Он выдвинул следующие тезисы: а) имеются законы ума, отличающиеся от законов материи, но сходные с ними в отношении однообразия, повторяемости, необходимости следования одного явления за другим; б) эти законы могут быть открыты с помощью опытных методов - наблюдения и эксперимента. Ставя вопрос о создании особой эмпирической «науки об уме», Д.С. Милль отражал назревшую историческую потребность.
  Александр Бэн особое место уделял тем уровням психической деятельности, связь которых с телесным устройством очевидна, а зависимость от сознания минимальна - рефлексам, навыкам и инстинктам. Бэн выдвинул представление о «пробах и ошибках» как особом принципе организации поведения. Между «чисто» рефлекторным и «чисто» произвольным имеется обширный спектр действий, благодаря которому постепенно, шаг за шагом, иногда дорогой ценой, достигается искомая цель.
  Герберт Спенсер стремился сделать психологию объективной наукой. Основой такой позитивной психологии Спенсер делает теорию эволюции. Исследуя роль психики в эволюции человека, Спенсер говорил, что психика является механизмом адаптации к среде. Спенсер выделил этапы развития психики исходя из того, что психика человека есть высшая ступень психического развития, которая появилась не сразу, а постепенно, в процессе усложнения условий жизни и деятельности живых существ. Исходная форма психической жизни, ощущение, развилось из раздражимости, а затем из простейших ощущений появились многообразные формы психики. Все они являются инструментами выживания организма, частными формами адаптации к среде. Такими частными формами приспособления являются: рефлекс, инстинкт, навык, реализуемые в поведении, а также ощущения, память, воля, разум, существующие в сознании.
  Иоганн-Фридрих Гербарт исходил из того, что наш внутренний мир весьма относительно связан с миром внешним, поэтому говорить об отражении, особенно отражении адекватном, передающем основные свойства окружающих вещей, невозможно. Гербарт предположил, что каждое представление обладает определенной силой, зарядом, т.е. ввел в психологию еще один параметр - силу, добавив его к уже существовавшему параметру - времени.
  Наличие двух параметров - силы и времени - давало возможность применить к исследованию психических процессов математический аппарат, который придавал объективность получаемым при исследовании данным. С точки зрения Гербарта, каждое представление стремится попасть в центральную область души - область сознания. Однако объем этой области ограничен, и поэтому попасть туда может только представление, обладающее достаточной интенсивностью, т.е. такой силой, которая может преодолеть порог, отделяющий сознание от бессознательного. Еще большей интенсивностью должно обладать представление, чтобы попасть в центр внимания человека, в область отчетливого сознания. Естественно, что каждое сильное представление, попадая в сознание, вытесняет оттуда уже имеющееся там, но более слабое представление. Отсюда Гербарт делает вывод, что между противоположными представлениями существуют отношения конфликта, вытеснения. Однако, подчеркивал он, есть и сходные представления, которые могут соединяться или даже сливаться в одно. Свою концепцию Гербарт назвал «теорией статики и динамики представлений».
  В науках о живой природе взамен механической утверждается биологическая причинность. Важнейшие из этих причин были открыты англичанином Чарльзом Дарвином и французом Кладом Бернаром. Согласно Дарвину, естественный отбор безжалостно истребляет живые субстраты, которым не удается справиться с трудностями среды. Согласно Бернару, организм также вынужден вести себя активно и целесообразно, используя специальные механизмы поддержания в теле стабильности (постоянства содержания кислорода, определенного давления в крови и т. д.), чтобы обеспечить активность своего поведения.
  Полномасштабный экспериментальный подход ввел в психологию Вильгельм Вундт. Под его руководством в 1879 г. в Лейпцигском университете открылась первая психологическая лаборатория. Вундт строил психологию как экспериментальную науку по образцу современных ему естественных научных дисциплин - физики, химии, биологии. Основная идея Вундта состояла в поиске «атомов сознания», из которых, аналогично атомам вещества, строится сознание, а в качестве экспериментального метода он применял интроспекцию (самонаблюдение).

 
© www.txtb.ru