Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


7.5.1. ПРЕДПОСЫЛКИ И НАЧАЛО ПЕРЕСТРОЙКИ

  Перестройка - это попытка сохранить административно-командный социализм, придав ему элементы демократии и рыночных отношений, не затрагивая коренных основ политического строя.
  Причины преобразований Объективные
  1. Экономический кризис:
  • стагнация,
  • нарастание научно-технического отставания от Запада,
  • уменьшение финансовых поступлений от экспорта нефти,
  • 77 место в мире по потреблению на душу населения.
  2. Политический кризис:
  • разложение руководства, его неспособность обеспечить экономический прогресс,
  • сращивание партийно-государственной номенклатуры с дельцами «теневой» экономики и преступностью, что привело к формированию в середине 80-х гг. устойчивых мафиозных группировок, особенно в союзных республиках;
  • падение авторитета КПСС.
  3. Апатия и застой в духовной сфере общества.
  4. Внешнеполитический кризис:
  • отставание от НАТО в сфере вооружений и военного строительства;
  • обострение международных отношений к началу 80-х годов.
  Субъективные
  Приход во второй половине 70-х-начале 80-х гг., в руководство страны относительно молодых политиков (М. С. Горбачева, Е.К. Лигачева, Э.А. Шеварднадзе, Н.И. Рыжкова, А.Н. Яковлева), стремившихся не только к укреплению своей власти, но и выступавших за обновление государства и общества. Их способность к обновлению была предопределена не столько их возрастом и более высоким уровнем образования, сколько тем, что эти руководители выдвинулись на волне XX съезда КПСС и не были участниками сталинского террора. Активными сторонниками перемен стали ближайшие советники М. С. Горбачева - А.Г. Аганбегян и Г.Х. Шахназаров.
  Политические преобразования
  11 марта 1985 г. на внеочередном Пленуме ЦК Генеральным секретарем после смерти К.У. Черненко был избран М.С. Горбачев. Тогда ему было 54 года. Он родился на Ставрополье, в крестьянской семье, окончил юридический факультет МГУ и Ставропольский сельскохозяйственный институт. М.С. Горбачев прошел весь путь комсомольско-партийного функционера - от секретаря Ставропольского горкома ВЛКСМ до секретаря ЦК КПСС и члена Политбюро.
  Начало перестройке положил апрельский (1985 г) Пленум ЦК КПСС, провозгласивший курс на ускорение социально-экономического развития страны, глубокие перемены в жизни общества через совершенствование социализма. Ускорение предполагалось осуществить за счет научно-технического прогресса, перевооружения машиностроения и активизации «человеческого фактора», путем повышения трудовой и технологической дисциплины, ответственности кадров.
  В выступлениях первого периода перестройки М. С. Горбачев подчеркивал преемственность стратегического курса, разработанного XXVI съездом партии, говорил об успехах страны во всех областях жизни. Ставились задачи достижения нового качественного состояния общества, научно-технического обновления производства, достижения мирового уровня производительности труда.
  Неспособность центральных властей справиться с экономическими и социальными трудностями в стране вызвала растущее недовольство в обществе. В то же время в высших эшелонах власти начались кадровые перемещения. В октябре 1985 г. Председателем Совета Министров СССР был назначен Н.И. Рыжков. В декабре 1985 г. секретарем Московского городского комитета партии стал Б.Н. Ельцин. Министром иностранных дел вместо А. А. Громыко, передвинутого на пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР, был назначен Э. А. Шеварднадзе. В высшую партийную иерархию выдвинулись А. Н. Яковлев, А. И. Лукьянов. На почетные персональные пенсии удалялась из Политбюро и ЦК старая брежневская гвардия. Сменился практически весь состав Президиума Совета министров СССР.
  Горбачев надеялся произвести перемены, опираясь на единственную в то время организованную политическую силу - КПСС. Была попытка оживить деятельность партии путем ее демократизации. С этой целью была разработана и обсуждена новая редакция программы партии и ее новый устав. Они были приняты на XXVII съезде КПСС, проходившем в феврале-марте 1986 г. Новая редакция программы партии содержала положения о всемирно-историческом значении Октябрьской революции и социалистическом строительстве в СССР, открывших новую эру в истории человечества; об особой миссии рабочего класса в создании нового общества; о капитализме как последнем эксплуататорском строе и преграде на пути социального прогресса; о коммунистической перспективе Советского Союза.
  На Пленуме ЦК КПСС в январе 1987 г. были поставлены задачи «дальнейшей демократизации советского общества», «совершенствования советской избирательной системы», выборов руководителей разных рангов на альтернативной основе. Отмечалась необходимость «разработки правовых актов, гарантирующих гласность», выдвижения на руководящую работу беспартийных.
  Борьба за политическую реформу, методы ее проведения развернулась на XIX Всесоюзной партийной конференции летом 1988 г.
  1 декабря 1988 г. Верховный Совет СССР принял два закона: «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» и «О выборе народных депутатов СССР». По первому из них высшим органом власти в Советском Союзе становился Съезд народных депутатов СССР. Заседания съезда должны были проводиться один раз в год. На нем избирался Верховный Совет СССР как постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган. Верховный Совет состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Они были равны по своему численному составу и равноправны. Съезд народных депутатов ежегодно должен был обновлять пятую часть Верховного Совета.
  Второй закон определял порядок выборов народных депутатов СССР. Новые законы имели ряд серьезных недостатков. Противоречило принципам демократии избрание одной трети народных депутатов от общественных организаций. Однако проведенная политическая реформа явилась значительным шагом вперед на пути к освобождению советского народа от формальных «выборов без выбора», в которых участвовал один кандидат, предложенный Коммунистической партией.
  Первые выборы на основе нового закона прошли 26 марта 1989 г. Они показали неподготовленность народа к демократии. Многие партийные функционеры снова попали в органы государственной власти. В результате выборов на I съезде народных депутатов образовалось два блока: блок коммунистов и блок демократов.
  I съезд народных депутатов СССР прошел в мае-июне 1989 г. На нем Председателем Верховного Совета СССР был избран М.С. Горбачев, а его заместителем - А.И. Лукьянов. На съезде были избраны депутаты Верховного Совета, образован ряд комиссий (мандатная, конституционная), Председателем Совета Министров был утвержден Н. И. Рыжков. Съезд рассмотрел основные направления внешней и внутренней политики СССР и программу предстоящей деятельности правительства.
  II съезд народных депутатов СССР (12-24 декабря 1989 г.) сформировал Совет министров СССР, заслушал отчеты о выполнении экономических и социальных программ, рассмотрел программы на следующий год, внес изменения в Конституцию СССР по вопросам деятельности съезда, изменениям избирательной системы и о конституционном надзоре.
  Наиболее значимым, с точки зрения проводимых в стране реформ, стал внеочередной, III съезд народных депутатов СССР, состоявшийся 14 марта 1990 г. Съезд принял закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (основной Закон) СССР». В политической сфере основные положения Закона сводились к трем: учрежден институт сильного президентства; устранена норма статьи 6 Конституции о КПСС как ядре политической системы; введено положение о многопартийности.
  Закон от 14 марта 1990 г. характеризовал президента как «главу государства», лишал Верховный Совет СССР распорядительных функций, сохранив за ним лишь законодательные и контрольные. Закон интегрировал президента в структуру исполнительной власти, замкнув на него большую часть деятельности Совета Министров. Президент наделялся правом законодательной инициативы, утверждения законов и множеством других прав. По Закону, президент не мог быть народным депутатом и избирался непосредственно избирателями. Высшие органы советской власти могли контролировать его работу лишь в форме заслушивания ежегодных докладов о положении страны. Закон предусматривал досрочное смещение президента.
  В нарушение ими же принятого Закона, делегаты съезда непосредственно на Съезде избрали первого Президента СССР. Им стал М. С. Горбачев. Фактически это явилось началом ликвидации государственной системы советской власти, которая не предусматривала пост Президента страны как главы государства. Предложения провести всенародные выборы Президента СССР были отвергнуты, попытки провести выборы на альтернативной основе были блокированы. При президенте в качестве совещательных органов были сформированы Совет Федерации и Президентский Совет. В феврале 1991 г. был введен пост вице-президента, им стал Янаев, в это же время Совмин был преобразован в Кабинет Министров, количество министров уменьшилось от 125 до 55. Первым премьер-министром был назначен В. С. Павлов. Кабинет министров прекратил свое существование в августе 1991 г. На местах реальная власть была сосредоточена в исполкомах Советов.
  Руководством страны был взят курс на формирование правового государства. Были приняты закон о праве граждан на судебное обжалование неправомерных решений администрации, постановление о периодических переаттестациях специалистов, закон о государственной безопасности, закон о прессе и средствах массовой информации, закон о въезде и выезде из СССР. Был начат пересмотр основ уголовного законодательства, в частности, отменена статья об «антисоветской пропаганде». Либерализация политического климата страны ускорила процессы образования неформальных групп и организаций. Многие из них объединялись в союзы, ассоциации или народные фронты - прообразы политических партий. В обществе начал складываться плюрализм Наиболее активными политическими группами были Комитет Карабаха, Народные фронты Литвы, Латвии, Эстонии, Демократические союзы в Москве и Ленинграде, общество «Память», объединившее русофилов, ультра-националистов и антисемитов.
  Важную роль в осуществлении реформ, вовлечении в политическую жизнь широких слоев трудящихся сыграла политика «гласности». Она началась с освещения в негативном аспекте событий сталинского периода. По мере развития гласности управлять ею становилось все труднее. Слово властей перестало быть выражением неопровержимой истины, стало возможным не соглашаться с партией. Новое осмысление прошлого вызвало резкое сопротивление со стороны противников горбачевских преобразований. Их манифестом стала статья в «Советской России» (13 марта 1988 г.) преподавателя химии Технологического института из Ленинграда Нины Андреевой «Не могу поступиться принципами», которая была перепечатана более чем 30-ю областными газетами страны. Ее рекомендовали к изучению в сети политучебы. Суть выступления Андреевой сводилась к позитивной оценке событий сталинского периода и системы государственного социализма. Исторические аналогии метили в происходившие в обществе перемены. Пауза с ответом Андреевой порождала впечатление возврата к старому. Но 5 апреля 1988 г. «Правда» опубликовала редакционную статью, которая по существу явилась решительным ответом Н. Андреевой. В ней была дана резко отрицательная оценка подобных взглядов.
  Начиная с 1986-1987 гг. роль цензуры в СССР ограничивается контролем за неразглашением «государственной тайны». В стране был опубликован целый ряд ранее запрещенных произведений, например, роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба», стали выходить антисталинские фильмы («Холодное лет 53-го»), появились передачи, выходящие в прямом эфире, самыми популярными из которых были «Взгляд» и «До и после полуночи». Стали выдвигаться требования завершения политических реформ, активно выражали свое недовольство националистические движения.
  В 1989-1990 гг. реальная власть стала уходить из рук верхушки партаппарата. КПСС начала раскалываться на фракции и группировки. В 1990 г. основными фракциями в КПСС были центристская (платформа КПСС), демократическая, марксистская. Прошедшие в 1990 г. XVIII съезд КПСС и I съезд коммунистической партии России не ответили на насущные проблемы страны, на них не была выработана стратегия выхода из кризиса. Престиж КПСС стал падать, начался массовый выход из партии. В этот же период в стране формируется многопартийность. Начиная с «Демократического союза», в 1989-1990 гг. организуются политические силы от радикальных сторонников смены политической системы («Демократическая Россия») до либерально-центристских (типа «Демократической партии России»), а также анархистов и националистов.
  В этих условиях Горбачев начал проводить тактику лавирования между консерваторами и реформистами, пытаясь сдерживать крайности. Но такой стиль играл на руку противникам перемен.

 
© www.txtb.ru