Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


7.4. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 1946-1984 ГГ. «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА»

  Из войны 1941-1945 гг. СССР вышел с чрезвычайно возросшим международным авторитетом, базировавшимся на военной мощи Советского государства и признательности европейских народов за освобождение от фашизма. Внешнеполитическая концепция СССР предусматривала распространение советского влияния, во-первых, путем создания коммунистических режимов в освобожденных от фашистской оккупации странах, где еще находились части Красной Армии, во-вторых, путем поддержки коммунистических партий и движений во всех регионах мира.
  Это стремление наталкивалось на противодействие бывших союзников по антигитлеровской коалиции, прежде всего США, прикрывавших свою экспансию лозунгами «защиты демократии от коммунизма», «спасения западной цивилизации от коммунистического варварства». После войны США контролировали до 80% золотого запаса капиталистического мира и сосредоточивали у себя до 60% мирового промышленного производства. Экономическая мощь позволяла США проводить активную экспансионистскую политику и выступать несомненным лидером западного мира.
  Постепенно складывалась двухполюсная картина международных отношений: формировался блок просоветски ориентированных государств (социалистический лагерь) и противостоявших им западных стран, также вступивших в союзнические отношения. В течение 1945-1948 гг. в ряде стран Европы (Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии) при активном давлении СССР были сформированы сначала коалиционные, с участием коммунистов, а затем - коммунистические по составу правительства. Коммунисты, возглавлявшие национально­освободительные, антиколониальные войны, пришли к власти в Северном Вьетнаме, Северной Корее и Китае. СССР заключил с этими государствами договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, позволявшие контролировать их политический курс, но в то же время обеспечивавшие им немалую экономическую помощь, в том числе через учрежденный в 1949 г. Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ).
  Активное участие коммунистов в годы войны в движении Сопротивления упрочило их авторитет, в силу чего в первые послевоенные годы они входили в состав правительств ряда западноевропейских государств, в том числе Франции и Италии. В 1947 г. по инициативе СССР для координации деятельности коммунистических партий было создано Коминформбюро со штаб-квартирой в Белграде, претендовавшее быть преемником Коминтерна, распущенного в 1943 г. Социалистический лагерь поддерживал коммунистическое партизанское движение в Греции.
  Советское партийно-государственное руководство осуществляло жесткий диктат в отношениях с младшими союзниками, требуя проведения политических и социально-экономических преобразований по советскому образцу. Стремление И. Броз Тито отстоять самостоятельность Югославии, усилить ее исключительное влияние на Балканах вызвало недовольство Сталина, что привело в 1949 г. к разрыву дипломатических отношений двух стран и экономической блокаде Югославии восточно-европейскими соседями.
  Одним из средств достижения «единства» в коммунистическом движении в этот период были «чистки», в ходе которых в 1948-1949 гг. были репрессированы: в Польше - В. Гомулка, в Венгрии - Я. Кадар, в Чехословакии - Г. Гусак и многие другие видные партийные руководители. В зависимости от текущего момента им вменялись в вину или «национализм», или «титоизм», или «космополитизм». Послушное следование в кильватере СССР было главным требованием к странам социалистического лагеря.
  Стремление СССР к расширению своего влияния вызывает тревогу на Западе. 5 марта 1946 г. в Фултоне (штат Миссури) У. Черчилль в присутствии президента США Г. Трумэна произнес речь о необходимости опустить через всю Европу «железный занавес», который препятствовал бы распространению советского влияния, опираясь на американскую ядерную монополию. У. Черчилль призвал объединить усилия США и Великобритании для борьбы с «восточным коммунизмом».
  В феврале 1946 г. американский дипломат Джордж Кеннан сформулировал доктрину «сдерживания», суть которой заключалась в том, чтобы не допускать расширения сферы влияния СССР, но и не вмешиваться в его внутренние дела. Кеннан считал, что необходимо создать на Западе здоровое, уверенное в себе общество и таким образом приобрести иммунитет от коммунистических идей. Именно США должны взять на себя основную роль в сдерживании СССР.
  В марте 1947 г. конгрессу была представлена «доктрина Трумэна» - внешнеполитическая концепция США, предусматривавшая повсеместное силовое противодействие коммунизму с целью его «сдерживания» и «отбрасывания». В ней отмечалось, что над Грецией и Турцией нависла «коммунистическая опасность» (СССР поддерживал левые силы в Греции, развернувшие партизанскую борьбу), в связи с чем США предоставил правительствам этих стран помощь в размере 400 млн. долларов. В СССР это было воспринято как стремление использовать территорию Греции и Турции в качестве плацдарма против СССР и его союзников.
  Экономической основой для формирования блока противостоявших советскому влиянию западноевропейских государств стал «план Маршалла» (руководитель госдепартамента в администрации Трумэна), намечавший предоставление Европе американской помощи на сумму более 12 млрд. долларов. Оказание помощи обусловливалось определенными политическими требованиями, поэтому СССР не допустил участия Польши и Чехословакии в американском проекте. «План Маршалла» стал инструментом политического давления Вашингтона на европейских партнеров: коммунисты потеряли свои позиции в правительстве, выделялись территории для размещения американских военных баз. Американские инвестиции в западноевропейскую экономику не только способствовали послевоенному возрождению последней, но и укрепляли экономические позиции США в регионе.
  Военно-политическим итогом сближения Западной Европы, США стало подписание 4 апреля 1949 г. десятью европейскими странами, США и Канадой Североатлантического договора. Действуя в рамках Устава ООН, данные государства договаривались совместно обороняться от нападения противника и создавали для этих целей Организацию Североатлантического договора (НАТО). Были созданы объединенные вооруженные силы НАТО, командующим которыми назначили Д. Эйзенхауэра.
  Данные события стали началом «холодной войны» - политической, экономической, идеологической конфронтации между государствами и системами, продолжавшейся с 12 марта 1947 г. (доктрина Трумэна) до 21 декабря 1991 г. (распад СССР) и расколовшей мир на две военно-политические и экономические группировки.
  Особенности «холодной войны»
  • изначально ни одна сторона войны не желала, в случае ее начала не была уверена в победе ввиду непредсказуемости итогов «горячей войны»;
  • довела до невиданных размеров милитаризм в политике и мышлении;
  • главным орудием политики становится угроза применения силы;
  • гонка вооружений;
  • формирование «образа врага».
  Последствия «холодной войны»
  • заставила направить колоссальные средства на вооружение;
  • породила невиданные научные открытия (в области ядерной физики, космических исследований, электроники);
  • обескровила советскую экономику и снизила конкурентоспособность американской экономики;
  • способствовала восстановлению экономических и политических позиций Западной Германии и Японии;
  • облегчила народам колониальных стран борьбу за независимость, но превратила «третий мир» в арену бесконечных конфликтов.
  Важным элементом холодной войны явилась гонка вооружений, начавшаяся после создание в СССР атомного оружия в 1949 г, что ликвидировало монополию США в этой области. 1952 г. США испытали первую водородную бомбу, через девять месяцев подобное оружие было испытано в СССР. В обеих странах началась работа над созданием новых носителей оружия, в результате которой были созданы межконтинентальные баллистические ракеты.
  Противостояние двух блоков государств проявилось в целом ряде кризисных ситуаций, особенно острой была конфронтация по германскому вопросу. Западная Германия являлась сферой действия плана Маршалла. Было прекращено взимание репараций и отгрузка оборудования в счет этих платежей в СССР. 18 июня 1948 г. в Западной Германии провели денежную реформу, там была введена новая немецкая марка. В ответ на это СССР перекрыл дороги, ведущие из Берлина на запад - началась транспортная блокада Западного Берлина, продолжавшаяся 324 дня. Это была первая открытая конфронтация СССР с бывшими союзниками. В 1949 г. произошел раскол Германии: в мае была провозглашена Федеративная Республика Германия (ФРГ), в октябре 1949 г. - Германская Демократическая Республика (ГДР).
  Элементом «холодной войны» были и локальные военные конфликты, наиболее крупным из которых стала война в Корее (1950-1953). В августе 1945 г. Красная Армия освободила северную Корею, южную - в сентябре американские войска. По решению Потсдамской конференции по 38-й параллели была проведена разграничительная линия между СССР и США. 15 августа 1948 г. был провозглашена Республика Корея, 9 сентября 1948 г. - Корейская Народная Демократическая Республика (КНДР).
  25 июня 1950 г. войска КНДР перешли демаркационную линию по 38-й параллели и начали стремительно продвигаться на юг - началась война. Совет Безопасности ООН признал КНДР агрессором, решил направить туда войска ООН. Войска ООН начали контрнаступление, заняв большую часть территории КНДР, вышли к границам Китая. Под флагом войск ООН действовали войска США. Северную Корею поддерживали СССР и Китай. СССР полностью взял на себя снабжение и военное прикрытие китайских войск в Корее. Мир оказался на грани глобальной войны, так как практически в Корее происходило военное столкновение СССР и США. Но война не началась, советское и американское правительства, опасаясь непредсказуемых последствий, в последний момент отказались от боевых действий. Война завершилась перемирием. По 38 параллели возвели железобетонную стену. Завершение войны и смерть Сталина ознаменовали некоторый спад напряженности.
  В первой половине правления Хрущева во внешней политике происходили прогрессивные изменения. В 1955 г. были нормализованы отношения с Югославией, налаживались тесные отношения с Индией, были выведены советские и американские войска из Австрии, которая при этом становилась нейтральным государством. Новая внешнеполитическая концепция была сформулирована XX съездом КПСС: было признано право социалистических стран выбирать свои пути построения социализма, а не следовать жестко только советской модели; отрицалась фатальная неизбежность ядерной войны в результате противостояния социализма и капитализма, подчеркивалась роль в этом разнородных по политической окраске миролюбивых сил; на первый план в отношениях с капиталистическими государствами выдвигался принцип мирного сосуществования. В то же время СССР отнюдь не отказывался от распространения своего влияния на другие регионы. Особенно активная политика проводилась в отношении стран, освободившихся от колониальной зависимости (Египет, Алжир, Куба); рассчитывая подтолкнуть их к выбору социалистического пути развития, Советский Союз представлял им практически безвозмездно экономическую помощь.
  Экономические отношения социалистических стран, в том числе координация их народнохозяйственных планов, осуществлялись через СЭВ. После принятия ФРГ в НАТО в противовес этому блоку в мае 1955 г. была создана Организация Варшавского Договора (ОВД) как военно­политическое объединение социалистических стран Европы.
  Продолжается и консолидация капиталистических государств. В 1954 г. был создан блок СЕАТО - Организация договора Юго-Восточной Азии - США, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Пакистан, Таиланд, Филиппины. В 1955 г. возникает блок СЕНТО - Организация центрального договора, в которую вошли Великобритания, Турция, Ирак (вскоре вышел), Пакистан, Иран. В этот период была провозглашена идея строительства «европейского дома», реализацией которой стало подписание в 1957г. договора между ФРГ, Италией, Нидерландами, Францией, Бельгией, Люксембургом об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Целью данного сообщества было создание единого внутреннего рынка, позволяющего постепенно устранить ограничения в торговле между странами-участниками и обеспечить свободное передвижение людей, капиталов, товаров, услуг.
  Во взаимоотношениях СССР с социалистическими странами произошли ряд кризисов, наиболее серьезный из которых был вызван начавшимся в СССР процессом десталинизации и охватил в 1956 г. Польшу и Венгрию. В Польше советское руководство пошло на уступки, согласившись с программой реформ, предложенных В. Гомулкой - кризис разрешился мирно. В Венгрии в 1956 г. вспыхнуло антикоммунистическое и антисоветское восстание. После согласования со странами- участницами ОВД венгерское восстание было подавлено советскими войсками.
  Десталинизация вызвала кризис и в мировом коммунистическом движении: авторитет западноевропейских компартий сильно пошатнулся. Особенно большое сокращение численности произошло в Итальянской коммунистической партии, которая объявила открытую дискуссию по культу личности и его влиянию на коммунистическое движение. Компартии Албании и Китая, напротив, не разделяли позицию критики и разоблачения культа Сталина. Началась изоляция этих стран от мирового социалистического сообщества, формировались культы Мао Цзэдуна и Э. Ходжи. В начале 60-х гг. дело доходило до отзыва советских специалистов из Китая, замораживания экономической помощи и высылки китайских дипломатов из Москвы.
  В отношениях с капиталистическими странами СССР сделал ряд инициативных шагов: объявил мораторий на ядерные испытания и одностороннем порядке провел серию сокращений вооруженных сил (с 5,8 млн. человек в 1955 г. до 2,5 млн. в 1960 г.), проводил сокращение и ликвидацию отдельных видов обычных вооружений (например, надводного флота). Но при этом продолжалось наращивание и совершенствование более современных видов оружия: армия и флот переоснащались межконтинентальными баллистическими ядерными ракетами, строились атомные подводные лодки, в 1953 г. была создана советская водородная бомба. Декларативность многих советских предложений по разоружению была очевидна, вместе с тем динамичная внешнеполитическая деятельность Хрущева, его многочисленные личные контакты с руководителями западного мира создавали возможность для поиска взаимопонимания. Особые надежды вселял визит Хрущева в США в 1959 г. и намечавшийся на следующий год ответный визит президента Д. Эйзенхауэра в СССР.
  Новый поворот к «холодной войне», вызванный как разочарованием советской дипломатии в результативности ее «миролюбивых» устремлений и давлением военных на политиков, так и внутриполитической, усугубленной экономическими трудностями, необходимостью поддержания образа «внешнего врага», произошел весной 1960 г., когда над территорией СССР был сбит американский разведывательный самолет. Дипломатическая игра с расчетом подорвать престиж США и президента Эйзенхауэра сорвала и его ответный визит в СССР, и встречу лидеров СССР, США, Великобритании и Франции в Париже. Начался новый виток конфронтации Востока и Запада.
  В 1961 г. разразился берлинский кризис. Как известно, по Потсдамским соглашениям Берлин был разделен на три оккупационные зоны (СССР, США и Великобритании). Зона СССР в 1949 г. стала частью ГДР, зоны США и Англии образовали Западный Берлин, фактически управлявшиеся из ФРГ. Капиталистические страны использовали Западный Берлин как базу для работы своих спецслужб. Кроме того, многие несогласные с порядками в ГДР использовали Западный Берлин для переезда на Запад. Этим были не довольны власти СССР и ГДР. Весной-летом 1961 г. в ГДР наступил политический кризис: значительная часть населения стала открыто выступать за изменение политического строя страны. Через Западный Берлин оказывалась широкая финансовая помощь недовольным. В связи с этим правительство ГДР приняло решение возвести вокруг Западного Берлина стену, строительство которой обострило международные отношения.
  Своей кульминации «холодная война» достигла осенью 1962 г., когда разразился «карибский кризис». Его предыстория такова: в 1959 г. на Кубе победила революция и к власти в стране пришли антиамериканские силы во главе с Ф. Кастро. В США велась массированная пропагандистская компания против Кубы, планировалось нанесение бомбовых ударов по стратегическим пунктам страны. В 1962 г. СССР принял решение разместить на острове ракеты среднего радиуса действия с ядерными боеголовками, таким образм возникла угроза безопасности США, которые потребовали убрать ракеты с Кубы, в противном же случае они угрожали нанести по ракетам ядерный удар. В последний момент 22­27 октября 1962 г. благодаря прямым телефонным переговорам между президентом США Дж. Кеннеди и главой Правительства СССР Н.С. Хрущевым удалось предотвратить ядерную войну. В результате СССР вывел ядерные ракеты с Кубы, а США обещали не организовывать вторжение на остров и вывели из Турции ракеты, нацеленные на СССР.
  После этой кульминации напряженности были достигнуты и некоторые позитивные сдвиги в международных отношениях. Был заключен московский договор 1963 г. о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах: в космосе, под водой и в атмосфере.
  Крайне противоречивый характер носила внешняя политика СССР в брежневский период. Годы с 1969 по 1979 именуют периодом разрядки. Политика разрядки характеризуется отказом от политики недоверия, соперничества и напряженности, от использования силы, угрозы применения силы или накопления вооружений как средства воздействия на другие государства, а также укреплением взаимного доверия и взаимопонимания, разрешением споров и конфликтов мирными средствами, невмешательством во внутренние дела государств, развитием контактов в политической, экономической, культурной и научно-технической областях.
  К рубежу 60-70-х гг. СССР достиг военно-стратегического паритета с США. В марте 1970 г. вступил в силу Договор о нераспространении ядерного оружия, который запрещал ядерным державам передавать это оружие кому бы то ни было; странам, не обладающим ядерным оружием, запрещалось производить его. В 1972 г. был подписан советско-американский Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1).
  Важнейшим событием мировой политики стало Хельсинское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), проходившее 30 июля-1 августа 1975 г. Руководители 33 европейских государств, США и Канады подписали заключительный акт, в котором зафиксированы принципы стран- участниц совещания:
  1) суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету;
  2) неприменение силы или угрозы силой;
  3) нерушимость границ;
  4) территориальная целостность государств;
  5) мирное урегулирование споров;
  6) невмешательство во внутренние дела;
  7) уважение прав человека и основных свобод, включающих свободу мысли, совести, религии и убеждений;
  8) равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой;
  9) сотрудничество между государствами;
  10) добросовестное выполнение обязательств по международному праву.
  Однако во второй половине 70-х гг. процесс разрядки затормозился. В 1979-1985 гг. происходит новое обострение международных отношений. СССР руководствовался во внешней политике «классовым подходом», осуществлял действия, основанные на тактике «мировой революции». Показательно в этом плане участие СССР в афганской войне.
  В апреле 1978 г. в Афганистане произошла революция, была провозглашена Демократическая Республика Афганистан (ДРА). После революции там началась гражданская война. СССР поддержал революцию, заключил с ДРА договор о дружбе и сотрудничестве, рассчитывая таким образом укрепить свои позиции в этом регионе. Руководство ДРА Н. Тараки (председатель Революционного совета, убит в сентябре 1979 г.) и Х. Амин (премьер-министр ДРА, погиб при вводе советских войск в Афганистан) 11 раз обращались к правительству СССР с призывом оказать республике военную помощь. 27 декабря 1979 г. в Афганистан были введены советские войска. Лидер партии НДПА Б. Кармаль был доставлен в Кабул из Чехословакии, где находился в эмиграции, и принял руководство страной. Участие в Афганской войне привело к значительным жертвам и падению авторитета СССР в мире. Советские войска были выведены из Афганистана лишь 15 февраля 1989 г.
  Афганская война и конфронтационная политика позволили Западу усилить давление на СССР. В январе 1981 г. в США к власти пришел Р. Рейган, который выпустил тезисы о «советской военной угрозе». В марте 1983 г. Р. Рейган выступил со «стратегической оборонной инициативой» (СОИ) - долгосрочной программой создания широкомасштабной противоракетной обороны с элементами космического базирования. Военно-политическое положение СССР ухудшилось, а напряженность в мире возросла.

 
© www.txtb.ru