Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


5.9.3. ЛИТЕРАТУРА И КНИГОИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  Сложность экономических, политических и социальных процессов периода революций, гражданской войны и нэпа нашли яркое отражение в литературе данного периода. Различия в творческих позициях деятелей культуры проявились в создании многочисленных групп и объединений, принадлежавших к разным направлениям. Одна из влиятельных литературных групп «Серапионовы братья» (1921) объединяла преимущественно прозаиков (К. Федин, М. Зощенко, В. Каверин, Н. Никитин и др.). Их привлекали поиски такой художественной формы, которая смогла бы наиболее эффективно выразить содержание послереволюционного времени. С этим связаны поиски обостренного сюжета, эксперименты в области языка и стиля. Литературная группа «Перевал» (1923) была создана при журнале «Красная новь» и включала таких писателей, как М. Пришвин, В. Катаев, А. Караваев. Теоретиком группы был А. Воронский. Члены группы выступали за сохранение преемственности с традициями русской и мировой литературы, против рационализма и конструктивизма.
  В 1923 г. возникла Московская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) - наиболее массовое литературное объединение 20-х годов. Деятельность РАПП носила открыто классовый, пролетарский характер, на страницах его журналов велась кампания против непролетарских писателей, к которым относили М. Горького, В. Маяковского, С. Есенина, А. Толстого, Л. Леонова. Рапповцы претендовали на монополию в области литературного творчества, вели грубую полемику, насаждали идеологию в литературе.
  Представители «Литературного центра конструктивистов» (И. Сельвинский, В. Инбер, Н. Адуев) называли себя выразителями «умонастроений нашей переходной эпохи», проповедовали «советское западничество», ориентацию на американизированную технократию. В области поэзии делался упор на «математизацию» и «геометризацию» стиля.
  В начале 20-х годов в литературе лидировала поэзия, ввиду отсутствия бумаги распространилась форма «устной» поэзии (литературные вечера, концерты, диспуты). В 1921-1923 гг. появляются новые повести и романы крупных мастеров дореволюционной реалистической прозы: В. Корленко «История моего современника», А. Толстого «Хождение по мукам», В. Вересаева «В тупике». К середине 20-х годов в литературе стал лидировать жанр романа: А.М. Горький «Дело Артамоновых», А. Серафимович «Железный поток», Дм. Фурманов «Чапаев», К. Федин «Мятеж», М. Булгаков «Белая гвардия». Однако уже во второй половине 20-х гг. массовый поток литературных произведений стал терять своеобразие, наполняться одинаковыми штампами, сюжетными схемами, круг тем ограничивался.
  В 30-е гг. единственно верным методом литературы был объявлен так называемый «социалистический реализм». Реализмом в подлинном смысле слова он не был. Отражать можно было только ту правду, которая выражает идею революционного развития, то есть соответствует господствующей в обществе идеологии. Основными принципами искусства социалистического реализма стали принципы партийности и народности. Поэтому те, кто олицетворял собой партию, определяли ценность конкретных произведений искусства. В стране в 30-е годы было репрессировано около 1000 писателей (Н. Клюев, П. Васильев, О. Мандельштам и др.), не придерживавшихся «социалистического реализма».
  С самого начала своего существования советская власть начала контролировать книгоиздательскую деятельность и периодическую печать. К лету 1918 г. были закрыты все оппозиционные газеты и журналы. Большинство частных и кооперативных издательств было национализировано или закрыто. Шел процесс централизации книгоиздательского дела: созданы Госиздат, Центропечать, Центрокнига.
  В начале нэпа вновь возникли частные издательства. Для укрепления идеологической монополии коммунистической партии было создано в 1922 г. Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит). В его состав входил Главный комитет по контролю за репертуаром и зрелищами (Главрепертком). Вместе с отделом Политконтроля ОГПУ Главлит стал главным органом советской цензуры (существовал до 1991 г.). Одновременно создавалась сеть рабочих клубов, изб-читален, библиотек, обязанных с 1924 г. пропагандировать «основы ленинизма».

 
© www.txtb.ru