Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


4.7.3. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА

  Развитие изобразительного искусства и, прежде всего живописи, в конце XIX - начале ХХ века происходило бурно и неравномерно. В последние два десятилетия XIX в. зрелые мастера русской живописи еще переживали пору своего расцвета. Создавали лучшие свои произведения И.Е. Репин (1844— 1930) - «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и его сын Иван», В.И. Суриков (1848-1916) - «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова». Однако именно в эти годы новое поколение художников впервые почувствовало необходимость поисков новых идей, обновления художественного языка, обогащения искусства новыми художественными формами и содержанием. Эти поиски начинают М. Врубель, В. Серов, К. Коровин и др. русская живопись начинает отходить от принципов передвижничества (от критического, аналитического, психологического реализма) и совершает стремительный переход к новым системам художественного мышления, догнав и во многом опередив основные европейские художественные школы. Значительные успехи сделала портретная живопись, натюрморт, графика, театрально-декорационное искусство.
  В конце XIX в Петербурге возникла творческая группа «Мир искусства» (1898-1924). Она была организована А.Н. Бенуа и С.П. Дягилевым. Кроме них в объединение входили художники К.А. Сомов, М. В. Добужинский, Л. С. Бакст и др. Главным принципом направления стал тезис о необходимости преображения жизни искусством. В программных выступлениях группы декларировалось отрицательное отношение к эстетике русских демократов второй половины XIX в., к передвижничеству за подчинение живописных задач идейно-общественным. Художники «Мира искусства» были увлечены прошлым, особенно XVIII и началом XIX вв.
  Характерна творческая судьба выдающегося художника конца XIX и начала ХХ в. В. А. Серова (1865-1911). Вначале передвижник, он в конце 90-х гг. примкнул к «Миру искусств». Его ранние произведения «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем» - отличает свежесть, богатство пленэрного колорита. Портретам зрелого периода присущи отточенная выразительность, острота характеристик, умение передать неповторимую индивидуальность. Таковы портреты М. Н. Ермоловой, В. О. Гиршман и др. Поздний период его творчества отмечен тягой к модернизму («Похищение Европы», «Ида Рубинштейн»), но ранняя смерть мастера оборвала творческую эволюцию его дарования.
  Смелым новаторством отмечена живопись М.А. Врубеля (1856-1910). В его творчестве реальность и фантазия, зримый мир с таинственными образами мифологии, с мистически окрашенными мотивами. Врубель - великолепный мастер рисунка и композиции, одаренный колорист. Бесспорно сходство многих мотивов его творчества с поэзией символистов. Врубель последовательно создал работы «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный». Врубелевский демон - существо скорее страдающее, чем приносящее страдания. Однако художник не случайно избрал в качестве персонажа- символа фигуру, традиционно связанную с идеей зла. Всякое произведение символизма можно толковать, расшифровывать по-разному. Существует такая интерпретация живописной серии, созданной Врубелем: демон символизирует русскую интеллигенцию - взлет и падение демона напоминают о судьбах отечественных властителей дум, о силе их мысли, душевном разладе, порождаемом этой силой, и о грядущем (возможном? неизбежном?) крахе идей, вдохновлявших поколения интеллигентов.
  «Мир искусства» вел активную работу по привлечению талантов в свои ряды. В объединение вступили художники К.А. Сомов, Б.М. Кустодиев, Н.К. Рерих, К.П. Петров-Водкин. Все они вписали яркие страницы в историю русского изобразительного искусства.
  Крупным художественным объединением стал «Союз русских художников» (1903-1923). Основатели и многие участники Союза вышли из среды Товарищества передвижников: А. Е. Архипов, С.В. Малютин, А.М. Васнецов. Активным членом Союза был К.А. Коровин (1861-1939), которого многие считали даже его лидером. У объединения были принципиальные расхождения с «классическим передвижничеством». Опираясь на национальные эстетические традиции, здесь осваивались достижения западноевропейского импрессионизма и постимпрессионизма.
  Постепенно в русском искусстве начала ХХ в. складывается новое общее направление - модернизм, представленный различными группами. В 1907 г. состоялась выставка «Голубая роза», в которой приняли участие П.В. Кузнецов, М. С. Сарьян, С.Ю. Судейкин и др. Для художников этого направления были характерны символизм, склонность к мистике, тяготение к декоративности. После «Голубой розы» прошли родственные ей выставки «Золотое руно» и «Венок».
  В 1910-1911 гг. состоялась первая выставка общества «Бубновый валет», просуществовавшего до 1917 г. Ядро объединения составила группа художников, ставших его организаторами и сохранивших ему верность до конца. Это П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк, В. В. Рождественский и др. Через «Бубновый валет» прошли почти все художники авангарда: В.В. Кандинский, К. С. Малевич, М.З. Шагал и многие другие.
  В своих программных заявлениях члены группы говорили о неприятии академии, передвижников, мирискусников, «голуборозовцев» и др. Они требовали в живописи осязаемости, предметности, призывали к возвращению к примитивным формам. Своей задачей они ставили возвращение живописи только ей присущих средств - цвета, линии, пластики; участники объединения стремились освободить ее от литературности, стилизаторства, измельченности форм. На художественный метод «Бубнового валета» существенное влияние оказали представители европейского постимпрессионизма - Поль Сезанн, Винсент Ван Гог.
  Заметным течением, получившим свое дальнейшее развитие в 20-е гг., стал русский авангард - явление сложное и пестрое. Существенными особенностями, отличающими его от предшественников, были: необычайная динамика, стремительная смена стилей, направлений; изобилие групп и художественных объединений; «манифестационный» характер процесса утверждения новых принципов; оттенок анархизма в деятельности самих художников.
  В русской живописи 1910-х гг. можно различить две тенденции: одна тяготела к экспрессионистической3 концепции творчества, другая шла через кубизм4. Ведущими фигурами русского авангарда стали В.В. Кандинский (1866-1944), К.С. Малевич (1878-1935) и другие. Данные художники являются виднейшими представителями абстракционизма. Абстракционизм (от лат. удаление, отвлечение) - беспредметное, нефигуративное искусство. Его представители отказывались от изображения реальной действительности. В абстрактном искусстве существуют два основных направления:
  1) создание бесформенных цветовых сочетаний, их гармонизации. Абстракционисты провозгласили свободу цвета от предмета и форм. Они обратили особое внимание на колористическое богатство цвета, считая, что цвет обладает способностью к самостоятельному выражению чувств. Своей живописью абстракционисты стремятся выразить высшие иррациональные идеи. Яркий представитель данного направления В. В. Кандинский;
  2) «освобождение» содержания произведения от предметных образов и замена их геометрическими абстракциями. Абстракционисты, придерживающиеся этого направления, считают, что чистые, конструктивные геометрические формы выгодно отличаются от неопределенности природных форм, создают логичную, правильную, статически уравновешенную красоту.
  Ко второму направлению абстракционизма относится супрематизм (от лат. «высший») - крайняя школа модернистского искусства, возникшая как противостояние кубизму и выходящая на беспредметное изображение, лишенное всякой связи с предметным миром. Основатель супрематизма - К. Малевич - приверженец мира идеальных геометрических тел, парящих в идеальном духовном космосе искусства. Наиболее известное его произведение - «Черный квадрат». Помещая на белом фоне уравновешенную форму черного идеального квадрата, К. Малевич создал символ вечного противостояния двух сил - света и тьмы, небытия и жизни, прошлого и неизвестного будущего.
  В русской архитектуре на рубеже веков наиболее кардинальные изменения произошли в сфере стиля. Большое распространение получил стиль «модерн», выработавший свои собственные принципы: построение архитектурного сооружения «изнутри наружу», перетекание пространства из одного интерьера в другой, асимметрия планировки, декоративность убранства, сочетание криволинейных форм и линий.
  Рядом с ним возникли и такие стилевые образования как неорусский стиль и неоклассицизм.
  Неорусский стиль, сменивший псевдорусский, стал предшественником модерна, а в дальнейшем существовал уже как направление внутри модерна.
  Неоклассицизм, будучи одним из стилевых направлений в эклектике второй половины XIX в., в условиях формирования модерна и других стилевых направлений рубежа веков, принимал различные модификации. Соединение его с модерном вызвало к жизни «модерн-классицизм».
  В 1900-е годы много построек, отражавших тот или иной стиль или их сочетание, появилось в Москве. В стиле модерн построены гостиницы «Метрополь» - по проекту В.Ф. Валькотта, особняк Рябушинского и Ярославский вокзал - по проекту Ф. О. Шехтеля. В стиле модерн-классицизм построены гостиница «Астория» в Петербурге (арх. Ф.И. Лидваль), Киевский вокзал в Москве (арх. И.И. Рерберг). В начале века группа архитекторов положила в основу своих проектов мотивы древнерусской архитектуры. Наиболее видным представителем этого направления был А.В. Щусев.

 
© www.txtb.ru