Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


4.5.1. ТРЕТЬЕИЮНЬСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

  Революция 1905-1907 гг. ускорила развитие капитализма в России, однако многие пережитки феодализма сохранились. В этих условиях власть берет на себя задачу: найти точку соприкосновения различных укладов, не допустить открытого противоборства между ними. С одной стороны, правительство пыталось оградить помещиков от разорения в условиях капиталистического развития. С другой стороны, власть защищала интересы капиталистов, сдерживая натиск борьбы пролетариата. Таким образом, царизм вынужден был учитывать в своей политике интересы как помещиков, так и капиталистов, балансировать между различными политическими силами. Такая политика носит название бонапартизм. Правительство стремилось примирить представителей различных политических сил, не допустив открытого противоборства между ними. Третьеиюньская политическая система стремилась приспособить самодержавную Россию к нуждам и потребностям буржуазного развития, сочетая репрессивную политику с проведением реформ.
  Деятельность III государственной думы
  Избирательный закон от 3 июня 1907 г. (принятый без согласия Думы, что было прямым нарушением Манифеста 17 октября) коренным образом перераспределял число выборщиков в пользу имущих классов. Теперь один выборщик в землевладельческой курии приходился на 230 избирателей, в первой городской курии - на 1 тыс. избирателей, во второй городской - на 15 тыс., в крестьянской - на 60 тыс., в рабочей - на 125 тыс. избирателей. Народы Средней Азии и народности Сибири были лишены права посылать депутатов в Думу, а представительство от Кавказа и Польши сокращалось в 2-3 раза. Это обусловило резкое, изменение состава III Думы, которая работала весь положенный срок, - с ноября 1907 г. по июнь 1912 г.
  Численный состав фракций Думы
  октябристы - 148
  черносотенцы - 144
  кадеты - 54
  прогрессисты 28
  буржуазные националисты - 26
  социал-демократы - 19
  трудовики - 143
  В Думе попеременно складывались два большинства - черносотенно-октябристское и октябристско-кадетское. Председатель Думы был А.И. Гучков.
  Права Думы были ограничены: законопроект, принятый ею, получал силу закона лишь после утверждения Государственным советом и царем.
  Вскоре после открытия Думы большинством в 177 голосов был принят законопроект о вспомоществовании из государственных средств полицейским и жандармам, пострадавшим от революции. 17 июня 1910 г. был принят Думой и утвержден царем закон об общеимперском законодательстве: из сферы финляндского законодательства изымались многие вопросы, которые становились объектом общеимперского законодательства. Перечень этих вопросов включал: налоги, воинскую повинность, государственный язык, суд, охрану государственного порядка, уголовное законодательство, школьное дело, печать, торговлю, почту, железные дороги, таможенные тарифы и т.д. Закон уничтожал автономию Финляндии, а финский сейм превращал в простое губернское земское собрание.
  26 апреля 1912 г. Дума приняла законопроект «О выделении из состава губерний Царства Польского восточных частей Люблинской и Седлецкой губерний и образованием из них особой Холмской губернии». Сущность законопроекта: несколько восточных уездов польских губерний, населенных преимущественно крестьянами-украинцами, выделялись в особую губернию, которая превращалась во внутреннюю русскую губернию. Законопроект был утвержден Государственным советом и царем и стал законом. Он способствовал усилению националистических настроений и националистической пропаганды.
  В январе 1912 г. были приняты Думой страховые законопроекты. Их утвердили Государственный совет и царь и 23 июня 1912 г. они стали законом. Согласно закону о страховании рабочих от несчастных случаев при увечье рабочего пособие ему должно было выплачивать страховое товарищество, в которое объединялись владельцы предприятий определенного района, а не отдельный предприниматель, как было по закону 2 июня 1903 г. По закону о страховании рабочих на случай болезни создавались специальные больничные кассы. Взносы рабочего в кассу составляли 1-2% от его заработка. Владелец предприятия вносил в кассу 2/3 суммы взносов рабочих. Туда же шли и штрафные капиталы. Общее собрание всех членов кассы не допускалось. Оно заменялось собранием уполномоченных, не превышающим 100 человек. На нем председательствовал владелец предприятия или уполномоченное им лицо.
  Всего за пять лет работы III Дума утвердила 2197 законопроектов.

 
© www.txtb.ru