Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


5.5. Регуляция состояний субъектов с разными типологическими особенностями

  Регулирующие воздействия психологов, врачей, педагогов на людей могут быть разнообразными. Различны и реакции на эти воздействия. Одни люди более внушаемы, поэтому легче подвергаются регулирующим воздействиям других людей (внушаемость выше у людей со слабой нервной системой), другие менее внушаемы. Лица с сильной нервной системой больше ориентируются на собственное мнение. Отсюда и использование психотерапевтических воздействий, в том числе и аутогенной тренировки, должно быть различным для лиц с разной силой нервной системы. Больший эффект у лиц со слабой нервной системой достигается в том случае, когда сеанс психорегулирующей тренировки проводит психолог, врач. У лиц с сильной нервной системой больший эффект от психорегулирующей тренировки достигается в том случае, когда субъект сам регулирует свое состояние.
  Субъекты со слабой нервной системой имеют меньший порог фрустрированности, чем субъекты с сильной нервной системой. Кроме того, у первых фрустрация чаще выражается в интрапунитивной форме, при которой человек испытывает подавленность, тревогу, обвиняет себя в неудаче, считая себя бездарным, бестолковым и т. п., а у вторых — в экстрапунитивной форме, при которой человек видит причину своих неудач в окружающих, в сложившейся ситуации. У первых может пропасть желание выполнять деятельность, у вторых появляется стремление во что бы то ни стало доказать свою правоту и случайность неудачи. Из-за этого они часто вступают в конфликты с руководителями, педагогами, тренерами.
  По данным Б. В. Суслова, похвала положительно влияет на лиц со слабой нервной системой и не оказывает влияния на лиц с сильной нервной системой. Порицание отрицательно влияет как на тех, так и на других, но в большей степени на «слабых».
  Естественно, регуляция состояния тех и других должна быть разной. Лиц со слабой нервной системой рекомендуется чаще подбадривать, поощрять, а на их неудачи не реагировать критикой, упреками и тому подобными отрицательными воздействиями. Субъектов с сильной нервной системой, если они не проявили полностью своих возможностей, недостаточно серьезно отнеслись к работе или заданию, можно и критиковать, не боясь вызвать у них упаднического настроения. Однако и в этом случае не надо перебарщивать, чтобы не поколебать их уверенность в своих силах.
  Соответственной должна быть и тактика общения людей в процессе совместной деятельности. Нельзя набрасываться с упреками на человека со слабой нервной системой всей группой после его неудачного действия, так же как нецелесообразно делать замечания в процессе деятельности: это лишь вызовет у него дополнительное психическое напряжение, нервозность, неуверенность в себе, боязнь ошибки. Наоборот, после неудачного действия товарищи по группе должны успокоить его, подбодрить.

Контрольные вопросы

  1. Какие подходы к изучению устойчивости к неблагоприятным факторам существуют?
  2. Какими характеристиками должен обладать человек, устойчивый к монотонии?
  3. Назовите способы регуляции состояний людей с различными свойствами нервной системы.

Литература

  Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. СПб., 2004, 2007. С. 155-159, 196-200.

 
© www.txtb.ru