Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3.3.5. Компенсация способностей и компенсаторные отношения

  Вопрос о компенсации способностей важен не только в теоретическом, но и в практическом отношении. Его решение в каждом конкретном случае должно дать ответ: насколько пригоден человек к той или иной деятельности, насколько необходим отбор в профессиональной деятельности.
  Одним из первых вопрос о компенсации способностей поставил в отечественной психологии Б. М. Теплов. Значительное место вопросу компенсации способностей уделялось в школе В. С. Мерлина. В его школе одинаковая продуктивность деятельности субъектов с разными задатками (типологическими особенностями свойств нервной системы) связывалась с выработкой стиля деятельности. Следовательно, речь идет о компенсации недостаточно выраженных способностей и качеств определенными способами деятельности. В этой же психологической школе был поставлен вопрос о компенсаторных отношениях между свойствами темперамента, приводящих к компенсации одних способностей другими. Этот же вопрос рассматривался и К. К. Платоновым, который даже выделил специальную группу компенсаторных способностей, входящих, по его мнению, в структуру сложных способностей.
  По поводу компенсации существуют различные точки зрения, причем смешиваются, во-первых, социальный и психофизиологический аспекты обсуждения, во-вторых, понятия «компенсация» и «компенсаторные отношения». Следствием этого являются неадекватная постановка задач исследований, ошибочное толкование получаемых результатов, ошибочные теоретические построения и практические рекомендации.
  Социальный аспект вопроса о компенсациях был поставлен Б. М. Тепловым, который отмечал, что нет плохих и хороших типологических особенностей, что каждая из них в разных ситуациях может иметь и положительное, и отрицательное проявление, и, следовательно, человек, не способный к одному виду деятельности, может быть способным к другому.
  В связи с этим Б. М. Теплов писал, что люди с разными типологическими особенностями (задатками) могут добиваться одинаково высоких социальных достижений — становиться знаменитыми артистами, видными учеными, рабочими высокого класса и т. д. В этом случае речь идет о такой компенсации одних способностей другими, которая позволяет разным людям достигать одинаково высокого социального статуса, общественного признания за свои достижения. Наличие такой компенсации дает основание говорить о том, что вообще не способных к какому-нибудь делу людей нет и что каждый человек способный, но по-своему (и, конечно, в разной степени).
  Однако это не тот вид компенсации, который обеспечивает одинаковые достижения людей в одном и том же виде деятельности. Рассмотрение этого вида компенсаций приводит к психофизиологическому аспекту этой проблемы.
  Психофизиологический аспект вопроса о компенсациях состоит в выяснении, за счет чего люди с разной выраженностью свойств, способностей, качеств достигают одинаковой продуктивности (результативности) в одном и том же виде деятельности.
  Одним из видов такой компенсации является обеспечение эффективности деятельности путем применения знаний и умений (при недостаточной выраженности необходимых способностей). Об этом виде компенсации тоже говорил Б. М. Теплов, считая, что знания и умения не входят в структуру способностей. Компенсация такого вида хорошо просматривается в учебной деятельности, в спорте: недостаточно быстрое реагирование на сигналы и плохое распределение внимания компенсируются мыслительными операциями, способствующими прогнозированию изменений ситуации в ближайшем будущем. Этот вид компенсаций можно назвать компенсация за счет опыта. Другим видом психофизиологической компенсации, обеспечивающим разным людям одинаковую эффективность деятельности, несмотря на имеющиеся у них различия в задатках, способностях и качествах, является приспособление к себе деятельности, т. е. выработка индивидуального и типического стиля, который опирается на сильные стороны человека, компенсируя слабые. Однако такая компенсация возможна только в тех случаях, когда от человека не требуется проявления максимальных возможностей. Тогда люди с разными стилями могут добиваться одинаковых результатов. Проявляющуюся при этих условиях компенсацию можно назвать компенсация за счет стиля деятельности.
  В то же время не во всех профессиях стиль деятельности может компенсировать необходимые для успешной деятельности способности. Особенно отчетливо это проявляется в спорте, где при наличии одного и того же стиля спортсмены показывают разные результаты. Поэтому проблема отбора по способностям становится тем актуальнее, чем более жесткие требования к человеку предъявляет деятельность.
  Еще один вид психофизиологической компенсации — когда недостаточное развитие или выраженность одной способности может быть восполнена другой, связанной с ней способностью. Этот вид можно отнести к истинным компенсациям. К этому же виду можно отнести и случаи, когда одинаковая выраженность у разных людей какой-либо сложной способности определяется различной выраженностью у них более частных способностей, являющихся компонентами более сложных способностей. Здесь речь должна идти уже не просто о компенсации, а о компенсаторных отношениях. Такие соотношения в организме встречаются не так уж редко.
  Подчас компенсации и компенсаторные отношения видятся исследователям там, где их нет. Типичная ошибка в этих случаях состоит в том, что компенсаторные отношения предполагаются в любом случае, если одно свойство или качество выражено в сильной степени, а другое — в слабой, или когда одна особенность человека проявляется в эффективности деятельности, а другая — нет. Очевидно, есть некомпенсируемые соотношения между способностями.
  О компенсаторных отношениях говорить можно тогда, когда свойства являются компонентами одного и того же качества, и в случаях отсутствия корреляции или же при наличии отрицательных корреляций. В последнем случае было бы очевидным, что у субъектов одни способности и соответствующие им качества развиты хорошо, а другие — плохо. Это дало бы основание предполагать, что при одинаковой эффективности деятельности разных лиц она достигается за счет компенсации одной способности другой.
  Возможна ли полная компенсация или речь должна идти только о частичной компенсации? Очевидно, если требования деятельности к человеку максимальные, то вряд ли можно говорить о возможности полной компенсации неразвитых способностей. В противном случае все люди были бы одаренными во всех видах деятельности; ведь одаренность, по сути, и означает совокупность не- компенсируемых способностей человека. Если ведущие для данной деятельности способности не ярко выражены, компенсация может обеспечить лишь средний уровень успешности деятельности.

 
© www.txtb.ru