Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


1.9. Специальные типы высшей нервной деятельности по И. П. Павлову

  И. П. Павлов, наряду с «общими» типами (темпераментом), присущими и человеку, и животным, постулировал и «специальные» типы, присущие только человеку, так как они отражают соотношения между первой (образной) и второй (рече-мыслительной) сигнальными системами. Он выделил три таких типа: художественный, у которого особенно ярко выражена деятельность первой сигнальной системы, мыслительный, у которого заметно преобладает деятельность второй сигнальной системы; смешанный, у которого деятельность обеих систем выражена одинаково.
  Художественный тип отличается ярко выраженной наклонностью к образно-эмоциональному мышлению. Это не значит, что у него вторая сигнальная система не развита (т. е. не развито словесно-логическое мышление). Это означает только, что люди данного типа необычайно остро, ярко, полно и непосредственно воспринимают действительность (они, например, способны ясно, иногда до степени галлюцинации, представлять себе предметы и явления), у них сильно развито воображение, а отсюда — хорошо выражена способность воспроизведения действительности в художественных образах, картинности речи (что отличает многих артистов, художников, музыкантов).
  Мыслительный тип отличается повышенной способностью и наклонностью к словесно-логическому (абстрактному) мышлению. Он характеризуется способностью к анализу и систематизации, склонностью к отвлеченным размышлениям, реагированию не столько на конкретные явления, сколько на их обобщение. Но при этом вовсе не обязательно, что у него слабо развита первая сигнальная система. Просто абстрактное мышление у него преобладает над образным. Поэтому можно сказать, что это стиль не только восприятия действительности, но и стиль мышления: художественный тип предпочитает переводить воспринимаемое в образы реальной действительности, а мыслительный тип — в отвлеченные, абстрактные символы.
  К сожалению, учение о «специальных» (частных) типах высшей нервной деятельности строгого обоснования и дальнейшего развития в исследованиях И. П. Павлова и его учеников не получило. Поэтому имеются расхождения в мнениях относительно природы и содержания второй сигнальной системы, а сами мнения носят гипотетичный характер. В то же время И. П. Павлов высказывался в том духе, что художественный тип не уступает мыслительному в развитии речевых и логических возможностей. Главное, что отличает «художников» — это синтетическая стратегия приема и обработки информации, благодаря чему они схватывают действительность целиком, не расчленяя ее. «Мыслителей» же отличает преимущественно аналитическая стратегия восприятия и освоения действительности. Отсюда появляется желание сопоставить эти типы с функциональной асимметрией мозга, так как синтетическая стратегия присуща правому полушарию, а аналитическая — левому. Доминирование правого полушария может приводить к появлению «художников» (доминирование первой сигнальной системы), а доминирование левого полушария — «мыслителей» (доминирование второй сигнальной системы). Имеются и другие точки зрения. Например, А. М. Иваницкий полагает, что мыслительный тип характеризуется преобладанием специфической системы восходящих проекций мозга, а художественный тип — преобладанием неспецифической системы восходящих проекций. Некоторые ученые предлагают вообще отказаться от понятий «первая сигнальная система» и «вторая сигнальная система».
  В то же время факт преобладания одного из типов мышления остается незыблемым. Эти типы мышления тесно связаны с особенностями восприятия, поэтому можно выделять типы людей и на этой основе. В исследовании Н. Е. Высотской, проведенном на учащихся хореографического училища, была выявлена связь артистических способностей (эмоциональной выразительности, артистичности и пластичности, танцевальности) со свойствами нервной системы. У учащихся с выраженными артистическими способностями чаще встречалась слабая нервная система, подвижность возбуждения и торможения, преобладание возбуждения по «внешнему» и «внутреннему» балансу. Сильная нервная система, как было выявлено в этом исследовании, мешает эмоциональной выразительности. Если учесть, что по данным Н. Е. Высотской учащиеся с хорошо выраженными артистическими способностями имели и преобладание первой сигнальной системы, то можно с большой долей вероятности предполагать, что для «художественного типа» характерны именно те типологические особенности проявления свойств нервной системы, которые перечислены выше.
  С первой сигнальной системой связаны образно-действенный стиль восприятия, мышления и памяти, лабильность нервной системы и доминирование правого полушария. Со второй сигнальной системой связаны вербально-логический стиль познавательной деятельности, инертность нервной системы и доминирование левого полушария.
  Из этого вовсе не следует, что каждый большой художник (в широком смысле этого слова: артист, писатель, живописец, музыкант) имеет слабую нервную систему, высокую подвижность нервных процессов и преобладание возбуждения над торможением. Такое вульгарное истолкование специального типа через свойства нервной системы имеет мало общего с научным решением этого вопроса.

Контрольные вопросы

  1. Кто первым выделил четыре «классических» типа темперамента?
  2. В чем состоит смысл «гуморальных» теорий темперамента?
  3. Что нового внес В. Вундт в изучение типов темперамента?
  4. В чем специфика подхода к изучению типов темперамента И. П. Павлова?
  5. Каковы были взгляды К. Конрада на природу темперамента?
  6. Что такое конституциональные теории темперамента?
  7. В чем состояла новизна подхода к темпераменту В. С. Мерлина?
  8. Что побудило Б. М. Теплова перейти от изучения типов темперамента к изучению типологических особенностей проявления свойств нервной системы?
  9. В чем специфика подхода к изучению типов темперамента И.П. Павлова?
  10. Какую структуру темперамента создал В. М. Русалов?
  11. Какие компоненты входят в структуру темперамента по B. Д. Небылицыну?

Литература

  1. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. СПб., 2004, 2007. С. 10-12, 60-102.
  2. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб., 2004. С. 20-46, 55-63, 70-75.
  3. Психофизиология / под ред. Ю. И. Александрова. М., 2006. C. 345-357.

 
© www.txtb.ru