Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



3.6.1. История возникновения и развития

  Джон Бродус Уотсон (1878-1958), которого часто считают основателем бихевиоризма, родился в Гринвилле, штат Южная Каролина в США. Мать Уотсона была энергичной и религиозной женщиной, отец же был несерьезным человеком, чрезмерно интересующимся противоположным полом (он покинул семью, когда Уотсону было 13 лет). Уотсон вел необычный образ жизни, он получил образование в Фурмановском университете в Гринвилле и в Чикагском университете - его докторская диссертация посвящена вопросам дрессировки животных. Уотсон женился в возрасте 25 лет. В 30 лет он стал профессором психологии в Университете Джона Гопкинса в Балтиморе, а в 36 лет был избран президентом Американской психологической ассоциации. В 1910-х годах Уотсон перенес акцент с наблюдения за животными и экспериментирования на них на изучение поведения человека.
  В личной жизни Уотсон во многом был похож на своего отца. Его первая жена мирилась с его адюльтерами до тех пор, пока отношения Уотсона с другой женщиной не стали действительно серьезными. В 1919 году Уотсон, которому был тогда 41 год, встретил «непреодолимый стимул» в лице 19-летней студентки-дипломницы Розали Рейнор. Год спустя, в результате большого скандала, он уволился из Университета Джона Гопкинса, так как ему предъявили обвинение в прелюбодеянии со студенткой, причем ни один другой университет не должен был принимать его на работу. В конце 1920 года Уотсон развелся с женой, в январе 1921 года он женился на Розали и жил с нею до ее трагической смерти в 1936 году.
  Покинув университет, Уотсон работал рекламным менеджером. Кроме того, он написал несколько популярных психологических книг. Двое детей Уотсона от второго брака воспитывались на основе бихевиориских методов; в частности, родители не демонстрировали им своей привязанности, чтобы дети могли вырасти независимыми. Старший сын Билли стал психиатром, специализировался в области фрейдовского психоанализа и покончил с собой через несколько лет после смерти своего отца. Младший - Джимми, также увлекался психоанализом, но как пациент; он прошел полный курс психоаналитической терапии.
  Основные книги Уотсона: «Дрессировка, поведение, психология животных с точки зрения бихевиориста», «Психологическая забота о младенце и ребенке и бихевиоризм».
  Альберт Эллис родился в 1913 году в Питтсбурге, штате Пенсильвания, и вырос в Нью-Йорке. Альберт был старшим из трех детей. Семья была неблагополучной, отец большую часть времени проводил вне дома. Его мать-еврейка смотрела на это сквозь пальцы и, как пишет Эллис: «думала больше о собственных удовольствиях, чем о благополучии своих детей». Дети часто оказывались без присмотра, и, как следствие, в возрасте четырех с половиной лет Альберт чуть не умер от тонзиллита, осложнившегося нефритом, и в течение последующих нескольких лет часто попадал в больницу. Развод в такой семье был неизбежен и он произошел, когда Эллису было 12 лет. В детстве и юности Эллис был необычайно застенчив, он был сосредоточен на себе на учебе и очень боялся говорить публично.
  В 1934 году Эллис получил степень бакалавра по руководству бизнесом в Университете Нью-Йорка. После окончания университета Эллису был назначен начальником отдела кадров фирмы, торгующей подарками и галантерее. Как многие молодые люди в то время, он мечтал о лаврах романиста, однако успеха не имел и, столкнувшись с первымитрудностями, обратился к научной литературе и, прежде всего, сосредоточился на эпатирующих темах, имеющих отношение к «сексуальной революции».
  Желание «глаголом жечь сердца людей» сублимировалось у него в стремление стать психологом-консультантом. В 1942 году Эллис поступил на ускоренные курсы клинической психологии в Университет Колумбии и год спустя получил степень магистра. Вскоре после этого Эллис открыл частную практику. В основном он занимался брачным консультированием и консультированием, связанным с вопросами секса. В 1947 году Эллис получил докторскую степень по философии (аналог Российской степени кандидата наук) в Университете Колумбии, закончив написание диссертации, политкорректно посвященной составлению и использованию личностных вопросников. Первоначально намеченное исследование любви было заброшенно в связи с возможными трудностями при защите.
  Материальное положение и после защиты оставляло желать лучшего, слава также заставляла себя ждать и Эллис решает стать «великим психоаналитиком». Для того, чтобы приблизиться к своей цели, он прошел через обучающий анализ с аналитиком из группы Карен Хорни и затем начал заниматься психоанализом под руководством своего преподавателя. С 1948 по 1952 год Эллис работал в Клинике психической гигиены Нью Джерси. Кроме того, он продолжал консультировать частным образом в Нью-Йорке. В 50-ые годы коньюктура в американской психотерапии изменилась, и Эллис начал активно выступать против психоанализа, он начал утверждать, что является скорее психотерапевтом, чем психоаналитиком.
  Новые направления психотерапии появлялись в послевоенном мире, как грибы после дождя, и в 1956 году Эллис объявляет о создании собственного метода. В 1959 году Эллис основал некоммерческую организацию - «Институт рациональной жизни». В 1964 году Институт купил большой нью-йоркский особняк, где он и размещается до сих пор. В настоящее время в нескольких городах в Соединенных Штатах и в других странах Институт имеет отделения, занимающиеся распространением рационально-эмотивного поведенческого подхода.
  Работа является главным интересом Эллиса. Семейные отношения у него не сложились, он был дважды женат и разведен, а также имел много внебрачных связей. Детей у Эллиса нет, он считал, что они могут помешать ему реализоваться в работе.
  Работа Эллиса по-разному оценивается специалистами, хотя он по праву считает себя отцом РЭПК и дедушкой когнитивного поведенческого консультирования. Эллис был удостоен многочисленных наград, включая главную награду Американской психологической ассоциации за выдающийся профессиональный вклад в развитие знания (The American Psychological Associations major award for Distinguished Professional Contributions to Knowledge) и главную награду за профессиональное совершенствование Американской ассоциации консультирования (The American Counselling Associations mayor Professional Development Award).
  Аарон Темкин «Тим» Бек родился 18 июля 1921 года в Провиденсе, Род-Айленд. Он был четвертым сыном (но третьим выжившим ребенком) еврейских иммигрантов — выходцев из России. В 1919 году родители Бека потеряли единственную дочь во время эпидемии гриппа. Это событие ввергло мать Бека в глубокую депрессию, которая продолжалась на протяжении всей ее оставшейся жизни. В возрасте семи лет Бек перенес очень тяжелое заболевание, что привело к усилению тревоги матери, находившей выход в сверхзаботе. Отец Бека, руководивший печатным бизнесом, поощрял интерес сына к науке и природе. Во время учебы в средней школе Бек редактировал школьную газету, ко времени окончания школы он был первым в классе.
  В 1942 году Бек окончил университет Брауна, его основными специализациями были английский язык и политология. Параллельно Бек учился на подготовительных медицинских курсах и в 1946 году получил степень доктора медицины в Школе медицины при Йельском университете. С 1946 по 1948 год он учился в интернатуре и затем работал ординатором в больнице Род-Айленда. В 1950 году Бек поступил в ординатуру по неврологии в Кашингской больнице управления ветеранов во Фрэмингаме, штат Массачусетс. Из-за нехватки ординаторов на психиатрическом отделении Бек, как и многие его коллеги-ровесники, был вынужден пройти шестимесячное усовершенствование по психиатрии. Он решил остаться в этой профессии, и в 1953 году Американская Ассоциация психиатрии и неврологии выдала Беку диплом психиатра, а в 1958 году Бек окончил Филадельфийский психоаналитический институт.
  В 1954 году Бек стал преподавателем на факультете психиатрии Медицинской школы университета штата Пенсильвания. С 1959 по 1971 год он делает карьеру от ассистента кафедры до профессора. После болезненных размышлений Бек отказывается от психоанализа и сосредотачивается на когнитивном подходе.
  В 1979 году Бек получил награду от фонда Американской психиатрической ассоциации за проведенные им исследования в области терапии депрессии и за развитие когнитивной терапии. В 1989 году Бек был награжден Американской психологической ассоциацией за большой вклад в развитие психологии и за ее практическое применение. В 1987 году Бек был избран членом Британского Королевского Колледжа Психиатров.
  С 1950 года Бек женат, его жена добилась больших профессиональных успехов, став судьей в Верховном суде штата Пенсильвания. У Беков четверо детей и много внуков.
  В Приморском Крае становление и развитие поведенческого подхода в консультировании связано с большой популяризаторской и научной работой доцента кафедры психологии Института Психологии, Педагогики и Социальной работы ДВГУ Н.Г. Щитова, к.философ.н. Несмотря на популярность этого подхода среди психологов и врачей в Приморье, институционально он еще не оформился и существует скорее как набор теоретических идей, нежели как имеющий соответствующую инфраструктуру метод.


 
© www.txtb.ru