Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



1.1. Психологическое консультирование - определение

  Психотерапия (от греческого psyche - душа и therapeia - лечение). Впервые этот термин введен в конце ХІХ века Тьюком (Tuke D.H.) в опубликованной им в 1872 г. книге «Иллюстрации влияния разума на тело» одна из глав так и названа: «Психотерапия».
  Единого понимания термина психологическое консультирование не существует, на наполнение данного термина смыслами влияют и научные предпочтения консультанта и специфика полученного им образования (медицинское, гуманитарное), и даже контекст выполнения работы. Б. Д. Карвасарский (2002) предлагает в самом общем виде понимать консультирование, как профессиональную помощь человеку или группе людей (например, организации) в поиске путей разрешения или решении определенной трудной или проблемной ситуации, и указывает, что консультирование включает в себя и психологические (личностные), и социально-психологические аспекты, связанные с межличностным взаимодействием, групповой динамикой, мотивацией и т. д.
  Р. Нельсон-Джоунс (2000) ориентируется на основные научные направления в теории консультирования и выделяет консультирование: как особый вид отношений помощи (экзистенциально-гумманистический подход), как некий репертуар возможных воздействий (когнитивно-бихевиоральный подход), как психологический процесс (психо-динамический подход).
  Кроме названных используется и определение консультирования через фокусирование на заказчике услуг (клиенте):
  • помощь одному клиенту в разрешении индивидуальных (личностных) проблем - индивидуальное консультирование;
  • разрешение межличностных проблем в коллективе, посредством разрешения части личных проблем участников группы, работы с группой в целом и внутри групповой динамикой - групповое консультирование;
  • коррекция развития семейной системы, улучшение внутрисемейной коммуникации, улучшение самочувствия членов семьи - семейное консультирование.
  В настоящее время консультирование широко используется в различных сферах человеческой деятельности: в образовании, медицине, бизнесе, социальной работе и может пониматься через сферу применения - школьное консультирование, сопровождение лечебного процесса, организационное консультирование, семейное консультирование и т.д. Именно с этой особенностью связано то, что даже преподавание специфических разновидностей консультирования в настоящее время ведется не только на факультетах психологии, но и на факультетах социальной работы, педагогики, менеджмента, психиатрии и др. Несмотря на это, Страсбургская декларация Психотерапии от 21 октября 1990 г. содержит в себе в качестве основного положения утверждение, что психотерапия/консультирование является свободной (независимой от вышеназванных особенностей получения образования и сферы применения) профессией:
  1. Психотерапия - это независимая дисциплина, практическая работа в которой предполагает наличие самостоятельной, независимой профессии.
  2. Подготовка психотерапевтов должна осуществляться на высококвалифицированном, научном уровне.
  3. Разнообразие методов психотерапии обеспечено и гарантировано.
  4. Полный курс подготовки психотерапевтов включает в себя получение теоретических знаний, самоанализ и супервизируемую практику.
  5. Психотерапевтическое образование осуществляется на базе соответствующего высшего образования.
  В профессиональной среде наибольшее распространение получили термины «психологическое консультирование» и «психотерапия». Дискуссия о различии этих терминов особенно остро развернулась в западных странах в 70-х гг. (в России в 90-х гг.) прошлого века и во многом была вызвана юридическими аспектами консультативной практики.
  Поскольку психотерапия является лечебной специальностью, ею по закону может заниматься только лицо, имеющее высшее медицинское образование. В тоже время психологи не только хотели, могли и успешно работали в области психотерапии, но и были подготовлены для подобной практики зачастую лучше врачей, особенно в западных методах психотерапии (групповой психотерапии, семейной терапии, психо-динамической терапии). Появление таких терминов, как «психологическая коррекция», «неврачебная психотерапия», «психологическая психотерапия», «внеклиническая психотерапия» явилось попыткой обойти указанное законодательное ограничение. Определение психотерапии как работы с больными, а психологического консультирования представляется неудовлетворительным. Психотерапия используется при работе не только со здоровыми индивидами, но и организациями (клиническое управленческое консультирование); а психологическое консультирование повсеместно используется в лечебных учреждениях и содержательно нечем не отличается от психотерапии. Большинство специалистов указывают на невозможность проведения четкой границы между этими терминами и даже предлагают использовать их как синонимы.
  По мнению В. В. Макарова (1999), основная цель психотерапии - воспитание гибкости, умения находить новые, эффективные стратегии поведения; накапливать и рационально использовать энергетические ресурсы; обеспечивать активность, энтузиазм, оптимизм; изыскивать, сохранять и развивать ресурсные состояния. Психотерапия по большей части занимается не постановкой целей, а средствами их достижения. Поэтому для многих психотерапия в первую очередь - набор технологий для достижения поставленных целей. Несомненно, что приведенное высказывание больше характеризует цели консультирования, нежели клинической лечебной практики. Неслучайно в самой психотерапии выделяют «шесть моделей»: медицинскую, психологическую, социальную, педагогическую, философскую и недифференцированную.
  Работая в медицинской модели, психотерапевт занят лечением и профилактикой заболеваний и расстройств здоровья. К данной модели относится классическое понимание психотерапии, как отрасли медицины, как специальности, практикуемой в лечебном учреждении совместно с врачами других специальностей.
  Психотерапия в ее психологической модели занята психологическими проблемами, нарушениями адаптации и, условно говоря, неуспешностью человека, группы, семьи. Словом, такими нарушениями, которые не достигают степени выраженных расстройств здоровья. По всей видимости и обратившегося за помощью человека в рамках этой модели уместнее именовать «клиентом», нежели использовать медицинский термин «пациент». В качестве иллюстрации приведем высказывание И. Польстер и М. Польстер (1997), описывающих переход психотерапевтов от медицинской к психологической модели: «Мы только «лечили людей» до тех пор, пока не стало ясно, что «психическая болезнь» - это социальное клеймо на человеке. Позже появился термин «рост». Сегодня большая часть людей приходят к поиску лучших форм жизни, мало думая о лечении, заботясь скорее о самосовершенствовании и личном развитии. Возбуждение чувств стало важнее, чем мотивация...».
  Психотерапия в педагогике в нашей стране только начинает развиваться. Здесь - два основных направления: терапевтическая работа с личностью педагогов, а также - с учащимися и их семьями. Н. Пезешкиан (1995) пишет: «Иному читателю может показаться странным то, что мы рассматриваем проблемы воспитания вместе с проблемами партнерства, брака и межличностных отношений. Когда мы думали, допустимо ли вообще такое объединение, наши размышления почти с категорической необходимостью приводили нас к мысли о том, что нужно расстаться с ограничивающими представлениями о воспитании как воздействии родителей на детей. Мы обнаружили основные принципы воспитания во всех формах межличностного взаимодействия.»
  Психотерапия в ее социальной модели направлена на формирование адаптивного поведения человека в изменяющемся обществе. Подходы и методы такой психотерапии могут использоваться в разнообразных социальных группах: семье, учебном классе, трудовом коллективе, религиозной общине, населенном пункте, регионе, государстве.
  Задача социальной психотерапии - с помощью психотерапевтических воздействий не только лечить болезнь, осуществлять психогигиенические и психопрофилактические мероприятия, но и улучшить социальное поведение индивида. При этом не делается различие между «нормальными» людьми и представителями маргинальных групп: «психически больными», «преступниками», «безработными», «вынужденными переселенцами» и т.д. Более того, представители каждого уважающего себя метода современной психотерапии подчеркивают эффективность своего метода именно на примере работы с маргинальными клиентами. В рамках данной модели подчеркивается наличие тесной связи между «социальным» и «медицинским» (в том числе психическим) здоровьем общества.
  Философская модель психотерапия занята мировоззрением личности. Глубинная психотерапия редко обходится без анализа мифологии. Такая работа часто приводит к формированию новой иерархии мифов и системы верований, что, в свою очередь, может изменить адаптивные возможности человека, повлиять на его чувство гармонии с самим собой и окружающим миром. (Макаров В.В., 1999).
  Д. Н. Хломов так пишет об этой модели: «Часто гештальт-терапии приписывают статус психотерапевтической техники. Это грубейшая ошибка. Принцип создания и разрушения гештальтов, фигуры и фона, цикл опыта - общие принципы. . гештальт-терапия - это не только практическая философия, это вообще способ жизни. . И Ф. Перлз в калифорнийский период своей жизни пытался развить именно это направление. Он хотел организовать определенное сообщество людей, живущих по законам гештальт-философии: страну Утопию, в которой каждый день действительно может быть прожит в контакте Я и реальности».
  Психотерапия и психологическое консультирование используют психологические средства воздействия, содержат в качестве научной основы психологические теории, осуществляются не только в профессиональных рамках, но и в спонтанной, любительской практике («дикий психоанализ», «кухонная терапия» и др.). Многие видные теоретики и практики психотерапии, например, Райх, Эллис - психологи, а многие главные представители психологического консультирования, например Фрейд, Бек - психиатры.
  Наиболее авторитетная в Европейском союзе профессиональная организация, объединяющая в своих рядах консультантов из разных научных школ, - Европейская ассоциация психотерапевтов официально использует двойной термин «психотерапия/консультирование». В данном учебном пособии термины «психологическое консультирование» и «психотерапия» будут использоваться как синонимы.


 
© www.txtb.ru