Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ

  Арбитраж - вид посредничества в переговорном процессе, когда третья сторона обладает силой и властью, чтобы заставить переговаривающиеся стороны согласиться с той формой разрешения спора, которую определяет сам посредник.
  Аффилиация - социальное влечение
  Брейнсторминг, или «мозговой штурм» — метод группового решения творческих задач.
  Внутригрупповой фаворитизм — позитивно пристрастное восприятие собственной группы.
  Гипотеза межгрупповых контактов - теоретическое предположение, согласно которому достаточно простого знакомства и взаимодействия групп для того, чтобы ослабить межгрупповую напряженность.
  Группа — объединение, сложившееся из двух или более человек, которые с определенной мерой активности взаимодействуют друг с другом.
  Групповая поляризация — эффект, суть которого состоит в том, что после обсуждения в группе мнения всех ее членов как бы сливаются в единое мнение.
  Групповая структура — система групповых ролей, норм и взаимоотношений членов группы между собой.
  Групповые нормы — правила поведения для членов группы, выражающие их коллективное мировоззрение.
  Деиндивидуализация — состояние анонимности, возникающее у членов группы в процессе совместной деятельности, следствием которого является безответственное поведение..
  Информационное влияние — воздействие посредством информации: сведений, знаний, фактов о жизненных проблемах и ситуациях.
  Когнитивная схема — одно из основных понятий когнитивных теорий, которое обозначает особым образом организованную систему прошлого опыта, обретенного в процессе познания и с помощью которого объясняется переживание опыта настоящего времени.
  Коммуникация — передача того или иного содержания от одного сознания (индивидуального или коллективного) к другому посредством знаков.
  Конформизм — уступка в ответ на непрямое, то есть не выраженное в форме требования, но вместе с тем ощущаемое индивидом давление группы, стереотипизирующее его поведение, а также убеждения и образ мыслей.
  Конформность — социальное качество, выражающееся в беспрекословном согласии с группой.
  Ложный консенсус — тенденция считать, что большинство людей разделяет наши установки, убеждения и ведет себя точно так же, как мы сами.
  Межгрупповая дискриминация — негативно пристрастное отношение к членам чужой группы.
  Межролевой конфликт — конфликт, возникающий, когда человек совмещает несколько ролей, не совместимых между собой, но требующих одновременного исполнения.
  Нормативное влияние — влияние, имплицитно содержащее в себе побуждение к соблюдению тех или иных социальных норм. Социальное влияние посредством норм осуществляется сочетанием, с одной стороны, общественных, групповых норм, а с другой — стремлением человека быть “как все”, его боязнью непохожести, отличия от других.
  Огруппление мышления — крайний случай эффекта поляризации мнений в группе, приводящий, как правило, к неблагоприятным последствиям.
  Посредничество - участие в переговорном процессе «третьей стороны», которая оказывает помощь при достижении соглашения.
  Референтное влияние — влияние, оказываемое человеком или группой, с которыми индивид идентифицирует себя, кого признает в качестве образца для подражания, на кого хочет быть похожим.
  Самокатегоризация — процесс, суть которого в том, что мы бессознательно определяем себя как членов каких-либо групп, то есть относим себя к той или иной категории людей.
  Самоосуществляющееся пророчество — изначально ложное определение ситуации, порождающее новое поведение, которое приводит к тому, что первоначально ложное представление становится истинным.
  Самоподтверждаемые ожидания — процесс, посредством которого мы вызываем такое поведение людей, которое согласуется с нашими представлениями о них.
  Ситуационные модели лидерства — теории лидерства, которые исходят из того, что эффективность лидерства зависит от сложившейся ситуации.
  Социализация — процесс, в значительной мере являющийся результатом того, что детское подражание (имитация) получает подкрепление в любом случае, вне зависимости от того, специально подкрепляется поведение ребенка или нет.
  Социальная дискриминация — обусловленные предубеждениями несправедливые действия в отношении членов определенных социальных групп.
  Социальная леность — эффект, возникающий при совместной деятельности людей, когда они работают не в полную силу.
  Социальные контакты - кратковременные, спонтанные социальные отношения.
  Социальная поддержка - способ преодоления трудностей при помощи других людей.
  Социальные связи - долговременные, постоянные социальные отношения.
  Социальная фасилитация (социальное способствование) — улучшение деятельности в присутствии других людей.
  Социальное торможение (социальное сдерживание) — ухудшение деятельности в присутствии других людей.
  Социальные предубеждения — отрицательная установка в отношении определенной социальной группы, содержащая негативные эмоции и враждебное поведение.
  Социальный стереотип — разновидность когнитивных схем. Данные схемы создаются в отношении членов каких-либо социальных групп: этнических, гендерных, возрастных.
  Теория заслуженной репутации — теория, объясняющая возникновение социальных предубеждений.
  Теория когнитивного диссонанса — теория изменения и формирования установок, согласно которой состояние диссонанса побуждает индивида отказаться от своих прежних установок и выработать новые.
  Теория конфликта внимания — теория объясняющая возникновение «эффектов аудитории».
  Теории личностных черт лидера — согласно данным теориям, чтобы стать лидером, индивид должен обладать определенными характеристиками..
  Теория относительной депривации — теория, объясняющая возникновение у социальных групп недовольства своим положением.
  Теория социального воздействия — теория, согласно которой сила влияния других людей объясняется действием нескольких факторов: количеством людей, их статусом и близостью к мишени влияния.
  Теория социального научения — теория, согласно которой научение может осуществляться посредством наблюдения за поведением другого человека. Причем человек, действия или поведение которого наблюдаются, может не ставить специальной цели научить чему-либо наблюдателя или заставить его подражать себе.
  Теория социальной идентичности — теория, объясняющая возникновение внутригруппового фаворитизма и межгрупповой дискриминации.
  Теория социального сравнения — теория, согласно которой люди воспринимают и осознают себя, сравнивая себя с другими.
  Теория статусных характеристик — теория, объясняющая закономерности возникновения статусных различий.
  Фейсизм — явление, которое может выражать скрытое влияние гендерных стереотипов при изображении мужчин и женщин.
  Фундаментальная атрибутивная склонность — тенденция предпочитать диспозиционные, игнорируя ситуационные объяснения поведения других людей.
  Эгоцентризм — установка самосознания, согласно которой индивид осознает себя как некий социальный образец или эталон..
  Этноцентризм — присущее этническим группам восприятие себя в окружающем мире как центра мироздания.

Вперед

 
© www.txtb.ru