Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


Биологический подход

  Начало этому направлению положила теория социальных инстинктов Уильяма Мак- Дуголла. Он полагал, что общественным существом человека делают заложенные в нем инстинкты. Среди прочих имеется и инстинкт стадности, суть которого проявляется в стремлении к объединению с себе подобными и опять-таки в подражании (о подражании мы довольно много говорили, обсуждая теорию Г. Тарда). Стоит сразу уточнить, что если у человека и имеются социальные инстинкты (это утверждение само по себе очень спорное), то их влияние на поведение почти не выражено (об имеющихся современных данных по этой проблеме будет сказано в следующем параграфе). Кроме того, гипотетический стадный инстинкт, скорее всего, не в состоянии регулировать все многообразие паттернов социальности человека.
  Близким по смыслу к утверждениям об инстинктивной природе социальности человека является позиция современной социобиологии. Это направление эволюционной биологии возникло в 60-х годах ХХ века. Свое название оно получило в 1975 году, после выхода книги Э. Уилсона «Социальная биология» (Арчер, 2001).
  Социобиологи утверждают, что в генном наборе (пакете генов) человека имеются гены социальности, выполняющие функцию самосохранения рода и вида (Докинз Р., 1993). Строго говоря, объяснение причин социальности человека с этих позиций к психологии не имеет почти никакого отношения. Поскольку социобиология основывается на теоретическом фундаменте идей Ч. Дарвина, то любой образец социального поведения она рассматривает как способ адаптации, приспособления. Следовательно, стремление людей объединяться в группы, сообщества здесь объясняется исключительно биологически утилитарной целью - потребностью выживания. Сообща легче вести хозяйство, охотиться, обороняться, растить детей, оказывать друг другу помощь и т.п. Поэтому, несколько упрощая, можно сделать вывод, что с позиций данного подхода человек генетически запрограммирован как социальное животное, снабжен социальным влечением, предрасположен к установлению социальных связей и отношений с другими людьми. Таким образом, становясь членом группы, индивид реализует заложенную в нем генетическую программу поведения и тем самым получает возможность жить и выживать.
  Эволюционная психология, относительно молодое направление в социальной психологии, сложившееся на базе социобиологии, не столь однозначно и категорично увязывает гены и поведение, гены и группообразование (Арчер, 2001). Эволюционные психологи предпочитают говорить не о жесткой генетической детерминации поведения, а о некой общей направленности и предрасположенности организма к тому или иному поведению, которое может осуществиться, а может - и нет. Следовательно, с позиций данного подхода, поведение зависит не только и не столько от генов, которые задают лишь изначальную направленность, а и от психических механизмов, отличающихся гибкостью реакций. Кроме того, и это логично, немаловажную роль в реализации поведения играют факторы окружающей среды.
  Интересно отметить, что в этом вопросе подход эволюционной психологии почти один к одному совпадает с позицией Альфреда Адлера. Создатель индивидуальной психологии считал, что человек становится общественным существом, благодаря врожденному социальному интересу, или социальному стремлению. Правда, эта психическая предрасположенность не может в полной мере и одинаково у всех проявиться, ибо ее реализации препятствуют существующие общественные отношения (Адлер,1995). Как видим, Адлер по понятным причинам, ни слова не говорит о генах, но вместе с тем, предлагает по сути аналогичную эволюционному подходу модель человеческой социальности.
  В заключение отметим, что несмотря на очевидные различия перечисленных выше позиций, их объединяет одно: все они признают врожденный (биологический или психический) характер социальности человека.

 
© www.txtb.ru