Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


Базовые принципы функционирования групп

  Группы очень существенно отличаются друг от друга во многих отношениях. В самом деле, если мы посмотрим на то многообразие групп, которые существуют в обществе - семейные, производственные, религиозные, политические, спортивные, учебные и так далее, то прежде всего заметим различие их целей и задач. Но если мы все эти объединения, сообщества, партии, альянсы, ассоциации и тому подобное обозначаем единым понятием «группа», то должны быть какие-то общие признаки и характеристики, свойственные им всем. Мореленд и Ливайн полагают, что к числу таких общих характеристик, свойственных всем группам, относятся базовые принципы их возникновения и функционирования. Названные авторы выделяют и анализируют три таких принципа: оценка, возникновение обязательств, ролевые переходы.
  Принцип оценки. Принцип оценки является основополагающим для жизнедеятельности почти всех групп. Прежде всего оценку производят потенциальные, а затем и действительные члены групп. Они оценивают те выгоды и преимущества, которые им может дать и дает членство в группе. Но за любые блага необходимо платить. Поэтому человек думающий не только оценивает выгоды от вхождения в группу, но и определяет возможную цену, которую придется заплатить за пребывание в ней. Не обладающие же способностью или навыками мыслительной деятельности склонны оценивать только те выгоды, которые они надеются получить. Так, скажем, прежде чем «пойти в студенты», молодому человеку неплохо бы иметь представление, что пребывание в вузе - это не только и не столько веселая жизнь в стиле непрерывного карнавала длинною в несколько лет с фатально неизбежной перспективой получения диплома о высшем образовании. Это еще и работа, порою тяжелая и утомительная, это упорство, дисциплина и т.д. Как видим, принцип оценки включает в себя еще оценку целей, стоящих перед группой, и, соответственно, оценку того, насколько твои возможности и собственные цели совпадают с целями группы. Поэтому еще одним аспектом принципа оценки является сравнение альтернатив, то есть выгоды от членства в одной группе сравниваются с выгодами от членства в другой. Таким образом в результате сравнения вполне может оказаться, что лучше быть хорошим шофером, продавцом, спортсменом, парикмахером, домохозяйкой, официанткой и т.д., чем плохим студентом или студенткой, а впоследствии таким же учителем, врачом, юристом, экономистом и т.д.
  Не только индивиды оценивают группу, но и группа оценивает своих как потенциальных, так и действительных членов. Причем, оценка всей группой какого-то конкретного человека - члена группы случается довольно редко, это происходит лишь в каких-то чрезвычайных обстоятельствах. В повседневной же жизни идет постоянное оценивание членами группы друг друга. Эта межперсональная оценка в конечном счете ведет к формированию некоего общего мнения о каждом индивиде, входящем в группу. Оценка может касаться самых различных аспектов - личностных особенностей, вклада в достижение общей цели, прошлых заслуг, потенциальных возможностей человека и т.д. Таким образом, процесс оценки продолжается все время, пока существует группа.
  Принцип возникновения обязательств. Данный принцип во многом основывается на принципе оценки. Если индивид высоко ценит преимущества, которые ему обеспечивает членство в группе, то он будет чувствовать себя обязанным ей. Зависимость здесь прямая - чем выше оценка, тем больше обязательства. То же можно сказать и относительно обязательств группы перед каждым своим членом. Группы, как правило, берут на себя разнообразные обязательства перед теми индивидами, чей вклад в достижение целей группы высоко оценивается.
  Правда, необходимо иметь в виду, что оценка - дело субъективное и пристрастное, она не всегда справедлива. Причем, как со стороны группы, так и со стороны индивидов. Поэтому сплошь и рядом встречаются случаи, когда большой вклад индивида в общее дело не получает достойной оценки и отдельных членов группы, и группы в целом. Как, впрочем, немало примеров несправедливого отношения к группе и со стороны индивидов - когда человек, много получивший от членства в группе, платит ей неблагодарностью. Таким образом, существует немало как неблагодарных групп, так и неблагодарных индивидов.
  Но несмотря на то, что принцип социальной взаимности (ты - мне, я - тебе) часто нарушается, именно благодаря взаимным обязательствам индивидов становится возможным существование групп. Возникновение обязательств и у групп, и у индивидов зависит от времени получения выгод и пользы - в прошлом, в настоящий момент, ожидаемые в будущем. Так, например, относительно новый член группы, которому она пока мало что дала, в меньшей степени чувствует себя обязанным группе в отличие от давнего члена - ведь ему пребывание в группе уже принесло ощутимую пользу.
  Возникновение обязательств влечет за собой ряд следствий. Некоторые из них мы будем более подробно обсуждать позднее, пока же отметим четыре специфических следствия возникновения обязательств, а именно:
  1. согласие с целями и ценностями группы;
  2. возникновение положительной эмоциональной привязанности как индивида к группе, так и наоборот;
  3. готовность прилагать усилия ради группы или индивида;
  4. обоюдное (у индивида, и у группы) желание и стремление продлить членство в группе.
  Принцип ролевого перехода. Подобно тому, как принцип обязательств основывается на оценке, принцип ролевых переходов базируется на взаимных обязательствах группы и ее членов. Как уже отмечалось, группы являются достаточно динамичными образованиями. Объясняется это тем, что в любой группе роль каждого индивида может изменяться. Эти изменения включают в себя ряд позиций от еще не члена группы до полноправного члена и далее до уже не члена группы. Полноправными, или действительными членами группы являются те индивиды, которые в значительной степени идентифицируют себя с группой и заняли в ней достойное место. Между двумя состояниями - не членов и действительных членов - находятся так называемые квази­члены, то есть новички, которые только еще вступают в группу, поэтому не полностью приняты и признаны в ней. Примером такого состояния может служить положение абитуриетнов, которые поступают учиться и еще только готовятся стать студентами. Кроме того, с группой могут поддерживать какие-то отношения и маргинальные члены, то есть те, кто в силу различных обстоятельств утратили свой прежний статус полноправных членов.
  Часто переход от одной роли к другой сопровождается какими-то ритуалами перехода, предусматривающими, согласно обычаю, совершение тех или иных обрядовых действий. Наиболее известным из таких ритуалов является обряд инициации (более подробно об инициации мы поговорим немного позднее). Все эти и другие действия являются своеобразными знаками, маркирующими социально-психологические переходы в жизни группы и индивида.

 
© www.txtb.ru