Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


Модель группообразования

  Вероятно, сложностью и неопределенностью проблемы группообразования объясняется тот факт, что данному вопросу посвящено относительно немного исследований.
  Пожалуй, самым известным исследованием по этой теме является работа Б. Такмена «Последовательность фаз развития малой группы» (1965), в которой представлена двухфакторная модель становления группы. Основой для создания данной модели послужил проведенный Такменом метаанализ пятидесяти исследований, в которых изучался процесс формирования групп различного типа: профессиональных, терапевтических, дискуссионных, тренинговых и т. д. По результатам анализа американский исследователь пришел к выводу, что для того, чтобы достичь обе цели - внешнюю и внутреннюю, в группе должны протекать два, хоть и взаимосвязанных, но параллельных процесса. Для достижения внешней цели, то есть для выполнения инструментальной функции группе требуется пройти следующие фазы:
  1. уяснение группой задачи;
  2. психологическая реакция на требования задачи;
  3. групповое обсуждение задачи;
  4. коллективный поиск и нахождение путей и способов решения задачи.
  Вполне очевидно, что названные этапы имеют очень отдаленное отношение к процессу собственно группообразования. Они отражают не стадии формирования группы, а этапы протекания, развертывания психологического отклика уже сложившейся группы на стоящую перед ней внешнюю задачу, то есть здесь описаны этапы психологической подготовки группы для достижения внешней цели. Ещё раз подчеркну, что к процессу становления группы как таковой данные стадии практически не имеют отношения.
  Но вот стадии другого процесса из модели Такмена действительно отражают последовательность становления групповой психики, а следовательно, и группы как таковой. Здесь также выделены четыре этапа:
  1. Стадия знакомства. На этом этапе члены группы присматриваются друг к другу, определяя для себя кто есть кто. Все ведут себя сдержанно и корректно, поскольку нет ясности ни в том, как себя вести, ни в том, с кем можно и нужно взаимодействовать;
  2. Стадия конфликтов. Поверхностно уяснив положение дел, пообвыкнув, присмотревшись, члены группы начинают «заявлять о себе», «предъявлять права» и «выяснять отношения». Данный этап можно также назвать фазой «притирки», столкновения интересов и начала формирования ролей. Если удается преодолеть эту стадию, то её сменяет следующая;
  3. Стадия установления отношений. В этой фазе соотношение сил и примерные возможности каждого члена группы становятся более или менее понятными, межличностные конфликты затухают, завязываются и стабилизируются взаимоотношения;
  4. Заключительная стадия. Складывается система ролей, норм, внутригрупповых связей, а в более широком смысле формируется групповая структура.
  Позднее, вероятно, осознав разъединенность двух названных выше процессов, Б. Такмен совместно с М. Дженсеном в работе с красноречивым названием «Пересмотренные стадии развития малой группы» (1977) попытались состыковать оба процесса и создать некую синтетическую модель формирования группы. Вполне закономерно, что в результате «синтеза» модель приобрела следующий вид:
  1. Фаза формирования;
  2. Фаза конфликта;
  3. Фаза нормообразования;
  4. Фаза исполнения задачи;
  5. Фаза расформирования группы (перерыва) (Бэрон, Керр, Миллер,2003).
  Иными словами, логика последовательности фаз группообразования такова, что группе, для того, чтобы начать эффективно выполнять инструментальную функцию (достигать внешнюю цель), необходимо прежде сложиться как психологическому образованию. В противном случае, даже совместная деятельность нескольких или многих индивидов, работающих над одной задачей, не будет являться групповой деятельностью. Скорее всего, такая деятельность будет представлять собой индивидуальные усилия отдельных людей, находящихся в состоянии агрегатной совокупности.

 
© www.txtb.ru