Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



Психоаналитическая теория

  Если теории научения стремятся раскрыть внешнюю, поведенческую сторону социализации, то психоанализ основное внимание уделяет интерпретации внутрипсихических механизмов этого же процесса. В своей концепции социализации Фрейд впервые описал действие этих механизмов, которые были названы им идентификацией и интериоризацией. Сегодня как сама фрейдовская модель социализации, описывающая процесс овладения человеком навыков общественного поведения, так и введенные им понятия - идентификация, интериоризация, Сверх-Я (Идеал-Я), являются общепринятыми и общеупотребимыми. В дальнейшем мы не раз в этом убедимся. Наглядным примером использования фрейдовской модели может служить теория социальной идентичности Г. Теджфела и Дж. Тернера, объясняющая формирование как внутригрупповых, так и межгрупповых отношений. (Об этой теории мы поговорим в третьей части книги.)
  По мысли Фрейда, побудительным толчком, запускающим процесс социализации, является конфликт между индивидом обществом. Дело в том, что психоанализ, в отличие от теорий научения, рассматривает человека не как нейтральное, а изначально антисоциальное, даже контркультурное существо. Попутно отмечу, что в данном вопросе взгляд Фрейда на природу человека неожиданным образом совпадает с позицией христианской религии, которая также исходит из признания изначальной греховности человека, из идеи «первородного греха».
  Как известно, психоанализ полагает самым глубинным основанием человеческого поведения бессознательное, отводя сознанию лишь незначительную роль. Структура психики человека, согласно ортодоксальной психоаналитической концепции, формируется по раз и навсегда заданной схеме и складывается из трех компонентов - Оно, Я, Сверх-Я. Наиболее фундаментальным элементом психического является Оно - интенция, с которой человек появляется на свет. В ней сосредоточен главный резервуар жизненной энергии организма человека и источник всей его поведенческой мотивации. Этот психический компонент побуждает человека с самого момента рождения бессознательно стремиться к получению удовольствия любым путем. Причем, любое удовольствие - от насыщения, дефекации, мочеиспускания, физических прикосновений и даже воображения - переживается человеком, как сексуальное, поскольку сопряжено с тактильным возбуждением эрогенных зон либо с фантазиями на эту тему.
  Таким образом, Оно побуждает человека жить в соответствии с «принципом удовольствия» во что бы то ни стало. Иными словами, Оно подчиняется принципу удовольствия (Фрейд З., 1990). Такова, можно сказать, изначальная биопсихическая установка человеческого существа. Понятно, что она абсолютно нереалистична, так как удовольствие может стать таковым только в сопоставлении с неудовольствием (т. е. болью, страданием, неудовольствием и т.д.). Осознав эту проблему, З. Фрейд развел переживания неудовольствия и удовольствия, как состояния напряжения и разрядки напряжения (Фрейд З., 1990).
  В период социализации у ребенка, когда им переживается Эдипов комплекс, происходит завершение формирования еще одной психической инстанции - Сверх-Я (Идеал - Я). Этот элемент человеческой психики, также полностью бессознателен, согласно Фрейду. В нем представлены все те общественные нормы, которые усваиваются человеком в процессе социализации. Собственно говоря, благодаря именно этой инстанции человек и становится человеком, социальным существом.
  Сверх-Я побуждает человека слепо, т.е. бессознательно подчиняться общественным нормам и препятствует реализации принципа удовольствия. Поскольку нормы общества для того и создаются, чтобы удерживать индивидов в рамках общественного, человеческого поведения и затруднять прямое и непосредственное удовлетворение биологических инстинктов, направленных на получение удовольствия, то диктат Сверх-Я создает постоянное напряжение - неудовольствие. И ситуация была бы безвыходной, или как говорят врачи, несовместимой с жизнью (ведь с одной стороны - Хочу, а с другой - Нельзя), если бы не третий психический компонент - Я.
  Я, также как и Сверх-Я, формируется в процессе социализации, конкретно - в результате разрешения нарциссического комплекса. Но в отличие от Сверх-Я, Я содержит фрагмент рациональности, сознания. Он-то, этот фрагмент, и позволяет человеку не то, чтобы примирить два несовместимых элемента: влечение - Хочу, исходящее из Оно, и запрет - Нельзя, идущий от Сверх-Я, а найти между ними некий поведенческий компромисс. Как правило, он осуществляется в виде отодвигания, отсрочивания, оттягивания реализации принципа удовольствия, т.е. получения удовольствия в подходящее время и в приемлемой, с точки зрения социальных норм, форме. Одним словом, Я всегда стремится руководствоваться принципом реальности (З. Фрейд, 1990).
  Таким образом, поведение человека является не чередой рационально спланированных действий, а результатом компромисса между двумя бессознательными интенциями - инстинктами и влечениями, с одной стороны, и нормами морали, запретами - с другой. Как видим, наличие в психике человека двух мощных антагонистических бессознательных сил приводит к необходимости зарождения сознания, которое, впрочем, не детерминирует поведение, а лишь в определенной степени влияет на него, придавая ему вид поверхностно-рациональных поступков.


 
© www.txtb.ru