Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



4.4.4. Личность и старение

  На этой стадии развития к человеку приходит мудрость, которую Э.Эриксон определяет как отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Мудрость Э.Эриксон предлагает понимать как форму такого независимого и в то же время активного взаимоотношения человека с его ограниченной смертью жизнью, которая характеризуется зрелостью ума, тщательной обдуманностью суждений, глубоким всеобъемлющим пониманием. В философской и психологической литературе выделяют мудрость как особый взгляд на жизнь, особое отношение к обстоятельствам и условиям своей жизнедеятельности.
  Особое значение имеет осуществление пожилыми людьми творческой деятельности. Известно, что творческие силы можно развивать и в глубокой старости. В жизни можно наблюдать удивительную способность старых людей к работе и творчеству, если они своей деятельности не прерывали. Результаты изучения биографий творческих личностей показывают, что их продуктивность и работоспособность не снижаются в позднем онтогенезе в разных сферах науки и искусства.
  После 70 лет успешно работали такие ученые, как П.Ламарк, К.Лаплас, Г.Галилей, И.Кант, А.Гумбольдт (его «Космос» написан в период с 76 до 89 лет), И.П.Павлов (его «Двадцатилетний опыт» написан в 73 года, а «Лекции о работе больших полушарий головного мозга - в 77 лет), писатели В.Гюго, С.Вольтер, Б.Шоу, В.Гете (вторая часть «Фауста» написана к 80 годам), Л.Н.Толстой (в период написания «Воскресения» ему 71 год, «Живого трупа» - 72, а «Хаджи- Мурата» - 76), художники Микеланджело (писал до 79 лет), К.Мане (до 86), О.Ренуар (до 78), Эль Греко (до 73). По преданию, японский художник Хокусаи сказал, что все, созданное им до 73 лет, ничего не стоит, его художественная карьера началась только после этого. Верди, Р.Штраус, Шютц, Сибелиус и многие другие композиторы работали до 80 лет и создавали в этом возрасте чуть ли не самую волнующую музыку.
  Писатели, художники и музыканты могут часто дольше выполнять свою работу. Причина, вероятно, в том, что в глубокой старости они все глубже погружаются во внутренний мир, в то время как способность восприятия того, что происходит во внешнем мире, ослабевает.
  Еще одна существенная черта творческих личностей состоит в специфике мотивации их деятельности. Исследователи отмечают, что спад продуктивности труда выражен слабее у тех научных работников, которым присущи внутренняя мотивированность, большой интерес непосредственно к самой работе, к процессу творчества. Важной чертой творческих людей являются целеустремленность, направленность на реализацию своих творческих планов и новых идей, желание достигнуть поставленной цели подчас в ущерб здоровью. Их направленность на воплощение своих замыслов отличается огромной побудительной силой, вовлекающей в деятельность других людей.
  Именно поэтому научные и творческие школы создаются и возглавляются по большей части пожилыми людьми.
  Творческим людям присуща также высокоразвитая самоорганизация, которая даже увеличивается в поздние периоды жизни в связи с отчетливым осознанием конечности и быстротечности отпущенного человеку времени жизни. В мыслительной деятельности саморегуляция выражена прежде всего в развитой критичности по отношению к результатам своей работы, в адекватной самооценке и в то же время в гибкости ума, отсутствии косности мышления. При обследовании пожилых научных работников установлено, что они обладают развитой рефлексией вне зависимости от пола и возраста, выраженной мотивацией творчества, целеустремленностью, а также трудолюбием, упорством и организованностью, не уступающим по своим показателям взрослости и молодости.
  Для любого социума специальной задачей является организация времени жизни стареющих поколений. Во всем мире этому служат не только службы социальной помощи (хосписы и приюты для престарелых), но и специально создаваемые социальные институты образования взрослых, новые формы досуга и новая культура семейных отношений, системы организации свободного времени стареющих, но здоровых людей (путешествия, клубы по интересам и т.д.). Многие из стрессоров людей пожилого и старого возраста можно предупредить или относительно безболезненно преодолеть именно за счет изменения отношения к старикам и к процессу старения в целом.
  Данную главу хочется завершить словами известного американского врача и основателя Института соматических исследований Томаса Ханна: «Прославление молодости - это оборотная сторона ненависти к старению... Презирать факт старения - это то же самое, что презирать жизнь. Это то же самое, что обнаружить полное непонимание самой сути жизни. Молодость - это не то состояние, которое надо сохранить. Это - состояние, которое надо развить и продолжить. У молодости есть сила, но у нее нет умения. А ведь умение и опыт - это самая большая сила. У молодости есть быстрота, но у нее нет эффективности. А ведь в конечном итоге лишь эффективность помогает достичь цели. Молодости не хватает настойчивости. А ведь только настойчивость помогает решать сложные задачи и принимать верные решения. У молодежи есть энергия и ум, но она не обладает способностью принимать верные решения, правильно судить о том, как использовать эти качества. Молодость заполнена генетически запрограммированными желаниями, но она не умеет добиваться их выполнения и ощущать красоту достигнутого. Молодость полна надежд и обещаний, но у нее нет способности оценить их свершение и выполнение.
  Молодость - это время сеять и обрабатывать посевы, но это не время сбора урожая. Молодость - это время невинности и незнания, но это - не время мудрости и знания.
  Молодость - это время пустоты, которая ждет, чтобы ее заполнили, это время возможностей, которые ждут реализации, это начало, которое ждет своего развития. Если мы не поймем, что жизнь и старение представляют собой процесс роста и прогресса, то мы не поймем основные принципы жизни ...».


 
© www.txtb.ru