Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


2.4.6. Особенности развития субъективной реальности во взрослом периоде жизни человека

  Исследования в отечественной возрастной психологии были ориентированы преимущественно на детский и юношеский этапы развития человека. Основные закономерности и механизмы психического развития были сформулированы именно для этого интервала жизни. Складывалось представление, что за пределами школьного возраста психическое развитие человека прекращается. По крайней мере, в отечественной психологии отсутствуют работы, излагающие в систематическом виде закономерности и особенности развития человека в течение всей его жизни; хотя очевидно, что его развитие продолжается и в молодости, и во взрослом периоде жизни; качественные изменения в его психологии фиксируются и в период старения.
  В зарубежной психологии проблема развития человека во всем интервале его жизни исследована гораздо полнее. Традиция изучения онтогенетического развития человека была заложена работами С.Холла, Ш.Бюллер, К.Юнга; из современных психологов можно назвать Э.Эриксона, Г.Томэ, Б.Ливехуда, П.Балтеса и других; в последнее десятилетие в зарубежной психологии расширяются рамки эмпирического изучения онтогенетических изменений психологии человека в течение всей его жизни (Р.Кеган, Д.Левинсон, Дж.Ловингер и другие).
  Свидетельства того, что развитие человека продолжается на всем протяжении его жизни, существуют во множестве. Их описание приводится и в научных трудах, и в художественной литературе, и в автобиографических дневниках. Наиболее отчетливо реальность развития взрослого человека предстает в возрастных кризисах. Во многих психологических работах периоды жизни человека в границах 28 -33 лет, 40 - 45 лет, 55 - 60 лет называют кризисными. В отличие от кризисов развития в детском возрасте, кризисы взрослой жизни разделяют большие временные разрывы (около 10 лет), они протекают более скрыто; увеличиваются их интервалы (до 5 лет).
  Наличие критических периодов во взрослой жизни показывает, что психическое развитие человека за пределами юности не идет линейно, т.е. лишь как совершенствование и обогащение сформировавшихся психологических структур и механизмов. Развитие после 17 лет представляет собой также череду стабильных и критических периодов. Их обозначение приведено в схеме периодизации (рис.1).
  Главный вопрос заключается в следующем: каковы закономерности развития человека за границами детства? Одинаковы ли они для детских и взрослых периодов жизни человека? В.И.Слободчиков отмечает, что описанная им (и другими исследователями) система категорий психологии развития одинаково пригодна и для детской психологии и для психологии взрослого человека; но их конкретно-психологическое содержание будет различным. Ведущая деятельность, со-бытие ребенка и взрослого, взаимоотношения с родителями и педагогами, взаимоотношения со сверстниками в школе и вне школы выступают детерминантами развития в детском возрасте. Совместная деятельность, общение, взаимоотношения с другими остаются онтологическими основаниями жизни взрослого человека.
  В психологии общепризнанно, что ведущим видом деятельности при вступлении человека в самостоятельную жизнь становится деятельность трудовая. Трудовая деятельность остается постоянной детерминантой развития личности и индивидуальности взрослого человека вплоть до его выхода на пенсию. «Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, - пишет С.Л.Рубинштейн, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал. В деятельности человека, в его делах, практических и теоретических, психическое, духовное развитие человека не только проявляется, но и совершается».
  Профессиональная деятельность человека во многом задает направление развития его личности. Многолетнее участие людей в совместной деятельности, сопровождающееся сходством условий, приводит к тому, что у них формируются похожие качества личности. О влиянии профессиональной деятельности на личность свидетельствуют профессиональные «деформации» личности. Например, для учителей это излишне упрощенный подход к проблемам, авторитарность, категоричность суждений, изучающая манера общения, обобщенность в восприятии людей, подавленное чувство юмора.
  Деятельность выступает основой построения социально-психологических связей и отношений в трудовом коллективе. Взаимоотношения с другими - как профессиональные, так и личные - являются второй детерминантой развития личности взрослого человека. На основе трудовой деятельности и социального статуса формируется новая социальная позиция человека: позиция полноправного субъекта своей жизнедеятельности. Он начинает самостоятельно принимать решения, активно регулировать свое поведение. Как субъект труда, человек оценивается обществом в соответствии с качеством выполнения им своих социально-трудовых функций.
  Третьей составляющей психологического развития человека на ступенях его самостоятельной социальной и общественной жизни является семья. Встреча с будущим супругом, создание семьи, рождение и воспитание детей, взаимоотношения с выросшими детьми, события в жизни семьи и характер внутрисемейных взаимоотношений - все это «события со-бытия» в жизни молодого, взрослого, зрелого и пожилого человека.
  Еще одной сферой, в которой живет и развивается человек, является сфера досуга. Жизнь человека вне производства и вне семьи, его круг общения, интересы и увлечения, общественная деятельность и т.п. - составляет важную сторону индивидуальной жизни человека. Для людей пожилого возраста эта сторона жизни по сути дела становится основой поддержания его связи с социальным окружением.
  Вместе с тем с началом самостоятельной профессиональной деятельности в жизнь человека входит еще одна детерминанта развития - ценность саморазвития. У человека появляется возможность стать субъектом саморазвития. Это положение кардинально меняет суть и перспективы развития взрослого человека. Принципиальное изменение заключается в следующем. До вступления в самостоятельную жизнь все индивиды проживают (при нормальных условиях) одни и те же ступени и периоды развития, включаются в общие институты социализации (ясли, детсад, школа, внешкольные заведения и т.п.), приобретают примерно одинаковый круг способностей и умений. Все это характеризует преимущественно возрастное развитие. За порогом школьного обучения наряду с возрастной линией появляется индивидуальная линия жизни; эти линии могут совпадать, но могут и не совпадать.
  Еще одно важное изменение состоит в том, что с этого момента в жизни человека появляются особые типы кризисов развития - личные кризисы, кризисы индивидуальной жизни, которые могут и не совпадать с возрастно-нормативными критическими периодами.
  Необходимо специально подчеркнуть, что в реальной практике (деятельности, образования, психотерапии и т.д.) всякая конкретная жизненная ситуация конкретного человека должна каждый раз рассматриваться не только «здесь и теперь», но также в интервале предшествующего периода развития, который он уже прожил, и предстоящего - в пространство которого ему необходимо войти.

 
© www.txtb.ru