Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



1.1.3. Психология личности как дисциплина

  Психология личности изучает не отдельные аспекты психического функционирования (мотивация, эмоции, память, воля, способности и т.д.), а должна охватить всё многообразие проявлений психического функционирования человека и исследовать человека как целое.
  В связи с этим можно указать, что объектом психологии личности является человек как целое.
  Сложной исследовательской задачей является определение предмета психологии личности. Это обусловлено тем, что феномен личности очень многогранен. Он отражает многообразие проявлений жизни человека в истории развития общества и его собственной жизни. Поэтому вопрос об эмпирической сфере изучения личности - как исходный вопрос любого познания - является сложным и дискуссионным.
  В исследованиях по психологии личности изучается широкий спектр проявлений личности: мотивы её деятельности, индивидуальные биохимические свойства, социальные роли, типы ВНД, внешность, способности, нравственный облик, самосознание, потребности, влечения, черты характера, настроение, чувства, манера общения, ценностные ориентации, одаренность, интеллект, поступки, воля и т. д.
  Таким образом, личность имеет самые различные проявления, и создание целостной картины из мозаик различных феноменов представляет трудности. Каждый из этих феноменов, взятый сам по себе и отнесенный к изолированному существу человеку, не может быть квалифицирован как личность.
  По этой причине психология личности как предмет оказалась расчлененной на психологию мотивации, эмоций, воли, индивидуальных различий. Кроме того, разные проявления личности в зависимости от позиции исследователя принимаются за основной материал, из которого строится психология личности (деятельность - Леонтьев, отношения - Мясищев, установки - Узнадзе, влечения - Фрейд, мотивы и ценности Маслоу). Иными словами, позиция исследователя определяет выбор фактов, расцениваемых им как проявления личности, и методики исследования этих проявлений. От методологической установки ученого вообще зависит признание того, существует некоторое явление как научный факт или оно плод воображения самого исследователя. В психологии личности разработана масса теоретических концепций. Одни имеют много общего, другие несовместимы.
  Тем не менее, существует необходимость определить хотя бы в общем направлении и чертах предмет психологии личности.
  А.Г.Асмолов определяет содержание предмета психологии личности следующим образом:
  - взаимодействие биологических и средовых факторов, направляющих ход личностного развития;
  - психические процессы и механизмы, которые в течение всей жизни человека взаимодействуют с биологическими и социальными процессами, поддерживая непрерывное ощущение личной идентичности и индивидуальности;
  - межиндивидуальные различия, т.е. поведенческие тенденции и черты, характеризующие человека и отличающие его от других людей;
  - внутриличностная согласованность, т.е. функционирование отдельных психических процессов как согласованных систем.
  Предмет психологии личности - исследование согласованности индивидуального функционирования и индивидуальных различий.
  Додонов указывает, что психология личности изучает:
  - как формируется человеческая индивидуальность в данных конкретных условиях, как в этих условиях духовная жизнь ребенка превращается в духовную жизнь взрослого человека,
  - как происходит дальнейшее развитие личности вместе с изменением человека в обществе и развитием его общественной практики.
  В отечественной психологии человек рассматривается как субъект деятельности, играющий важную роль в формировании собственной личности. Отсюда личность рассматривается как саморегулирующаяся система, способная содействовать её развитию и совершенствованию.
  Асмолов указывает, что область психологии личности включает:
  - структуру личности, которая позволяет субъекту функционировать в качестве субъекта деятельности, а также формировать и поддерживать стабильное ощущение собственной идентичности;
  - общие психические процессы, позволяющие человеку управлять личным и индивидуальным опытом;
  - индивидуальные различия и индивидуальные качества, порождаемые этими процессами; способности к саморегулированию, к предвидению.
  - несмотря на то, что существует множество концепций в психологии личности и теоретические разногласия авторов, многие исследователи придерживаются единых взглядов по ряду аспектов психологии личности относительно функционирования личности. Они представляют собой обобщенные теоретические допущения, из которых исходит большинство современных исследователей личности.
  На основе этого можно выделить три общих принципа функционирования личности:
  1. личность - это сложная система психических структур и процессов, организованность которой - это результат синергического взаимодействия множества подсистем. Врожденные нейрофизиологические механизмы предопределяемы генетически. но каким именно будет онтогенетическое развитие структур нервной системы, зависит не только от генетической программы, но и от внешнего воздействия на организм. Т.е. развитие подразумевает взаимодействие организма и среды.
  Личность как субъект деятельности и как конструкция развивается и функционирует при постоянном взаимодействии со средой. Взаимодействие с социальным миром закладывает основу для становления человека как субъекта деятельности.
  Личность характеризуется согласованностью и непрерывностью, которые можно в полной мере оценить лишь в том случае, если рассматривать человека как нечто целое и анализировать структуру личности на протяжении всего жизненного пути.
  Личность может быть определена как внутренний опыт человека и внутренние мотивы, лежащие в основе его поведения (Клонингер С).
  Таким образом, вследствие уникальности и многогранности такого понятия как личность, в психологии не существует единого подхода при изучении психологии личности.
  При построении и изложении данного курса по психологии личности мы будем исходить из следующей логики. В настоящее время в научных теоретических и эмпирических исследованиях по психологии личности можно выделить два больших направления или блока.
  Первый направление - изложение общетеоретических основ по проблеме психологии личности в целом, как общенаучной и общеметодологической проблеме.
  Второе направление - рассмотрение природы человека с точки зрения подходов и взглядов различных исследователей. Другими словами рассмотрение современных теорий личности, основное содержание которых коренится в представлениях конкретного персонолога о человеческой природе. Термин персонолог ввел Генри Мюррей для обозначения экспериментаторов и теоретиков в области психологии личности.
  Асмолов А.Г. в качестве отправной точки для изучения предмета психологии личности предлагает следующие основные направления построения предмета психологии личности.
  Первое направление - это разведение понятий «индивид» и «личность». «Личность Ф индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается... Иначе говоря: личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителями этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами» (Леонтьев А.Н., 1983, с.385). Данное разграничение дает возможность подступиться к решению проблемы соотношения биологического и социального в личности.
  Второе направление - выделение схемы детерминации развития личности.
  Третье направление - это выделение предметной деятельности как системообразующего основания личности.
  Ниже мы остановимся подробнее на каждой составляющей построения предмета психологии личности отдельно.


 
© www.txtb.ru