Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



3.2.4. Понятие фиктивной цели и жизненного плана

  Адлер полагал, что на пятом году жизни у индивида формируется жизненная цель как фокус его стремления к превосходству и совершенству. Будучи неясной и, в основном, неосознаваемой в начале своего формирования, эта жизненная цель со временем становится силой, организующей жизнь и придающей ей смысл. Необходимо отметить, что фиктивная цель достижения превосходства власти и совершенства имеет двойную нагрузку и функцию.
  С одной стороны - положительную, так как является хоть и ложной, нереальной целью, но путеводной звездой. Со становлением ребенка как социального существа на место этой фиктивной цели станут реальные. С другой стороны, фиктивная цель превосходства несет отрицательную нагрузку. Она вгоняет реальную жизнь индивида в условия фиктивной цели, заставляет ломать жизнь в угоду ей. Могут также возникнуть патологические проявления фиктивной цели. Одно дело, когда ребенок живет в мире сказок, каким он станет большим,
  могущественным, богатым, сильным - по принципу прямой компенсации. Другое дело, когда взрослый человек упорствует в пребывании в мире сказок - это симптом психического нездоровья. Следует отметить также, что цель превосходства еще по форме и содержанию может быть:
  • позитивной.
  Она развивается в конструктивном направлении, если принимает форму стремления к росту, к развитию умений и способностей ради более совершенного способа жизни, чтобы это соотносилось также с благополучием других людей.
  • негативной.
  Некоторые люди борются за личное превосходство, пытаясь достичь его посредством господства над другими, демонстрируют эгоистическое поведение с целью достижения личной славы за счет других. Так индивидуум начинает стремиться к личному превосходству, когда чувство неполноценности преобладает, или когда социальный интерес недостаточно развит. Человеку не хватает уверенности в своей способности функционировать эффективно и конструктивно работать вместе с другими. И накопление успеха, престижа, личного превосходства становится более важным, чем какое-либо конкретное достижение.
  Адлер останавливается еще и на таком моменте, что стремление к превосходству коренится в эволюционном процессе постоянного приспособления к окружающему. Все виды должны развиваться в направлении более эффективной адаптации или исчезнуть, и таким образом, каждый индивид вынужден стремиться к более совершенным отношениям с окружающим.
  Таким образом, можно сделать вывод, что стремление к власти, превосходству, совершенству:
  1. является одной из основных целей личности;
  2. формируется в детстве как компенсация чувства неполноценности;
  3. идет параллельно физическому росту;
  4. является внутренней необходимостью личности.
  Это стремление не есть нечто ясно и осознанно выбранное. Но стремление к превосходству лежит в корне любых жизненных проблем. Оно есть наша жизнь, оно дает возможность развиваться и стать зрелой взрослой личностью.
  Как мы уже указывали, все проявления психики индивида выстраиваются на основе телеологической детерминации, то есть определяются жизненной целью. В свою очередь жизненные цели способствуют формированию жизненного плана личности. Жизненный план - это попытка добиться жизненной цели. По Адлеру психика аранжирует все свои действия в соответствии с жизненным планом личности. Поэтому, любой душевный феномен следует понимать как частное проявление единого жизненного плана. Даже черты характера тоже не существуют сами по себе, они всегда соответствуют индивидуальному жизненному плану. Правильно понятые отдельные акты в своей взаимосвязи должны отразить единый жизненный план и его конечную цель. «Таким образом, независимо от предрасположенности, среды, событий, все психические силы находятся во власти соответствующей идеи, и все акты и выражения, чувства, мысли, действия, желания, сновидения и психопатологические феномены пронизаны единым жизненным планом» (Адлер, 1997).
  По Адлеру из этой всеобщей целенаправленности истекает целостность личности. Таким образом, целостность личности обеспечивается целостностью функционирования психики, которая выстраивает всю деятельность в соответствии с жизненным планом и целью индивида. В свою очередь следование своей жизненной цели индивид осуществляет с помощью уникального жизненного стиля как интегрированного стиля приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще.
  При дальнейшем развитии у здоровой личности на смену фиктивной цели приходит реальная цель и идет формирование жизненного плана.
  Итак, индивидуальная психология А.Адлера показывает, что направление движения человеческого стремления проистекает из сочетания двух влечений: социального влечения (1) и влечения к власти, превосходству, совершенству (2). Оба этих стремления проявляются как социальные образования, первое как врожденное, укрепляющее человеческую общность, второе как приобретенное, как вполне понятное желание использовать общность для достижения собственного престижа.
  Влечение к превосходству, власти, совершенству - это великая движущая сила, управляющая поведением человека. Фактически все, что делают люди, имеет целью преодоление ощущения своей неполноценности и упрочение чувства превосходства. Стремление личности к превосходству - фундаментальный закон человеческой жизни. Это нечто, без чего жизнь индивида невозможно представить. Это главный мотив человеческого поведения. В совокупности с социальным влечением это стремление дает возможность гармоничного развития личности и всего человечества в целом.


 
© www.txtb.ru