Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


1.1.1. Краткая история исследований личности

  Личность традиционно является предметом изучения общественных наук, которые раскрывают наиболее общие законы развития личности в процессе человеческой истории, изменение личности в процессе развития общества, в зависимости от условий общественной жизни человека. К исследованию проблемы личности обращаются биологические, когнитивные, социальные науки, а также философия.
  В психологии категория «личность» относится к числу базовых, и раздел психологии личности является узловым. Знание этого раздела психологии дает возможность специалисту любого профиля работать более эффективно.
  Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия ХХ века. Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого.
  В истории исследований личности можно выделить три основных периода:
  • философско-литературный;
  • клинический;
  • собственно экспериментальный.
  Философско-литературный период. Изначально проблемы психологии личности находили своё отражение в трудах философов и писателей. Французский философ Этьен де Кондильяк в «Трактате об ощущениях» предпринял попытку собрать личность человека из осколков его проявлений и описать её. Ф.М. Достоевский писал о «подпольном человеке», который есть в каждой личности и пытается прорваться наружу, тем самым, указывая, что у человека имеются «маски» и фасады, за которыми скрывается подлинная натура человека.
  Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период её изучения стали вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности были достаточно широки и включали в себя, то, что есть в человеке и что можно назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п. В художественном творчестве, философии и других социальных науках такое расширительное понимание личности вполне оправдано. Однако в психологии данное определение представляется слишком широким.
  Клинический период. В первом десятилетии XIX века проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его наблюдаемое поведение. При этом они делали общенаучные выводы о природе человеческой личности.
  В клинический период представление о личности как об особом феномене было сужено. В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти особенности умеренно выраженные у всех здоровых людей, у больных гипертрофированы. Определения личности врачами- психиатрами были даны в терминах таких черт, пользуясь которыми можно описать и вполне нормальную, и патологическую, и акцентуированную личность. Такое определение было правильным для решения психотерапевтических задач, но для целостного понимания психологии нормальной личности оно являлось слишком узким.
  Экспериментальный период. В первые десятилетия XX века изучением личности стали заниматься профессиональные психологи, которые до этого обращали внимание главным образом на исследование познавательных процессов и состояний человека. В этой области исследований уже были достигнуты существенные успехи. Но в этот период наметился кризис психологической науки, одной из причин которого был атомистический подход к природе человека, который требовал разложения психологии человека на отдельные процессы и состояния. Этот подход привел к тому, что человек оказался представленным совокупностью отдельных психических функций, из суммы которых было трудно сложить его личность и понять комплексные формы его социального поведения.
  Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Лазурским, а за рубежом - Г.Айзенком и Р.Кетттелом. Они попытались придать соответствующим исследованиям экспериментальный характер, введя в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов, на основе которых можно было бы строить экспериментально проверенные, а не умозрительные теории личности. Важной задачей экспериментального периода в изучении личности стала разработка надежных и валидных тестовых методов оценивания нормальной личности.
  В конце 30-х годов XX века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследования. В результате во второй половине XX века сложилось множество различных подходов и теорий личности, которые изучаются в разделе психологии личности.

 
© www.txtb.ru