Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



§ 4.1.2. Проблема научного определения "насилия в семье"

  Начнем наше знакомство с проблемой насилия в семье с рассмотрения понятия насилие. Именно понимание границ данного феномена позволит нам отличать насильственные акты поведения от ненасильственных, или, по крайней мере, наложить некоторые концептуальные рамки на континуум от полного ненасилия к крайнему насилию.
  Особое внимание мы будем уделять проблеме именно физического насилия, но при этом важно помнить, что эмоциональные и сексуальные формы насилия часто сопровождают причинение физического вреда. Итак, под физическим насилием мы будем понимать следующие действия: убийства, избиения, генитальные увечья, принуждение к аборту, убийство младенца, принуждение к отказу от пищи, принуждение к отказу от медицинской помощи, принуждение/контроль в репродуктивной сфере.
  Как отмечалось выше, насилие может принимать разные формы, от физического и сексуального насилия до эмоционального унижения. Информация, которую исследователи собирают о других формах насилия, часто релевантна пониманию причин и последствий физического насилия в семье. Важно знать, что и эмоциональное, и сексуальное насилие представляют собой самостоятельно развивающиеся, независимые области исследования и что их включение в пособие потребовало бы дискуссии, которая лежит за пределами этого учебника.
  Нам также необходимо дать определение понятию семья. Под семьей мы будем понимать “основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме”. Однако также важно упомянуть о случаях насилия между встречающимися партнерами и близкими друзьями. Тем не менее, особое внимание будет уделено специфической динамике семейных интеракций, т. е. тому, как совместная жизнь может приводить к насилию, а также как социальные силы и культурные факторы влияют на домашнее насилие.
  Что касается определения самого термина насилие в семье, то выделить перечень специфических действий, составляющих домашнее насилие, очень сложно. Если говорить о насилии в отношении ребенка, то самое распространенное определение делает акцент на поведении родителя, где предполагается, что детское насилие является результатом преднамеренного использования силы с целью причинения вреда и ущерба ребенку. Такое определение кажется вполне обоснованным, однако необходимо также рассматривать последствия такого поведения и обстоятельства, окружающие его. Например, знание того, что родитель бьет ребенка палкой и делает это преднамеренно, не является достаточно информативным для определения этого случая насилием. Так, лишь немногие могут признать поведение родителя, который бьет своего ребенка по необнаженным ягодицам, насильственным. Если же на теле ребенка остались рубцы, то, скорее всего, такое поведение будет признано насилием. Безусловно, важно учитывать намерения “насильника”: была ли “жертва” обманута или неосторожное поведение жертвы в определенной степени “спровоцировало” насильника4 (что, тем не менее, не снимает с насильника ответственности за содеянное). Таким образом, последствия сами по себе не могут быть использованы в определении границ насилия.
  Признание ситуации насильственной в семье также зависит от перспективы, в рамках которой такая ситуация рассматривается. Согласно некоторым определениям, шлепок является примером преднамеренного использования силы; в этом случае большинство родителей могут быть признаны виновными в совершении насильственных актов в отношении своих детей. Однако можно найти массу примеров болезненного и даже жестокого родительского поведения, движимого благими намерениями. Так, некоторые американские родители вьетнамского происхождения растирают кожу своих детей до синяков, чтобы предотвратить или излечить некоторые заболевания. У этих родителей нет намерения навредить ребенку; они хотят только помочь. Хотя такая процедура не приносит длительного физического вреда и не вызывает эмоциональной травмы у ребенка, некоторые могли бы увидеть в этом насилие. Как же нам относиться к родителям, прибегающим к обрезанию мальчиков-младенцев и прокалыванию ушей маленьких девочек?
  Одно из определений насилия, которым мы будем руководствоваться в нашем пособии, было дано Дж. Гарбарино (Garbarino, 1989b), который признает детское насилие социально определяемым феноменом, а именно:
  “Детским насилием будут признаны акты поведения родителей и других, заботящихся о детях лиц, в том случае, если эти действия в рамках общественных ценностей и профессиональной экспертизы считаются недопустимыми и вредными для ребенка”.
  Дж. Гарбарино предлагает провести аналогию между жаром (повышенной температурой тела) и детским насилием. Повышенная температура тела чаще всего является индикатором инфекции, с которой необходимо бороться, также и детское насилие говорит о существовании более глубоких проблем, лежащих в семье. И если жар чаще всего не опасен сам по себе и редко считается реальной проблемой, то физическое насилие в отношении ребенка может говорить о нарушенных семейных отношениях, которые в конечном итоге могут привести к длительной и глубокой эмоциональной травме. Таким образом, акты насилия в отношении детей могут быть рассмотрены как знаки дисфункции семьи в целом; следовательно, более глубокому анализу должны быть подвержены вопросы причин насилия и средств коррекции.
  Подобные усилия принимаются при попытках определить другие типы насилия в семье. Наиболее важной частью определения понятия “супружеское насилие” (spouse abuse) является “намерение причинить вред”, однако сами по себе намерения оценить довольно сложно. В силу этого многие люди концентрируют свое внимание на реальном поведении, например, ударах ногами и руками, толчках, шлепках, использовании подручных предметов, а также угрозах насилия. В определении понятия “супружеское насилие” часто фигурирует признак “приемлемый, допустимый в данном сообществе тип поведения”. Так, например, если общественные стандарты часто поощряют невнимание к малым актам насилия в отношении детей (например, шлепки, пощечины) в категории “детского насилия”, то в понятие “супружеское насилие” все они включены. Даже акты слабого физического насилия между взрослыми партнерами рассматриваются как ненормативные и неприемлемые (Hotaling & Straus, 1989) не только потому, что это вызывает боль, но и потому, что использование силы способно изменить баланс власти между партнерами и вызвать чувство несправедливости у жертвы. В нашем обществе принято не обращать большого внимания на чувство несправедливости, возникающее у детей в ответ на поведение родителей; следовательно, родительское поведение, вызывающее чувство несправедливости у детей, часто не рассматривается как насильственное.
  Даже хотя сам поведенческий акт может послужить основанием для определения отношений между супругами как насильственных, некоторые исследователи полагают, что важными могут также оказаться данные об уровне силы, частоте использования силы и остальные переменные, связанные с этим событием (Frieze & Browne, 1989). Все эти характеристики позволяют судить о жестокости насилия.
  Наконец, приведем определение понятию насилие в семье, которое дает Национальная ассоциация социальных работников США, а именно: "эмоциональное, физическое или сексуальное насилие, совершаемое сознательно или несознательно в отношении членов семьи и других домочадцев". О физическом насилии говорилось выше. Сексуальное насилие включает в себя: изнасилование, инцест, различного рода сексуальные домогательства. Под психическим (эмоциональным) насилием понимается: ограничение в поведении, угрозы, вынужденное вступление в брак. Объектом домашнего насилия могут быть любые члены семьи: мужья и жены, дети и престарелые родственники, а также гомосексуальные партнеры.
  В целом споры по поводу того, что понимать под насилием в семье, продолжаются. Результаты же этих споров являются очень важными. Известно, что уровень насилия в семье (число инцидентов домашнего насилия) значительно варьирует в зависимости от выбранного определения насилию. По мнению Дж. Уэйза (Weis, 1989), различные определения границ, например, детского насилия, приводят к данным, колеблющимся от 1% до 30% детей, страдающих от физического насилия в США.


 
© www.txtb.ru