Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


4.3.4. Гомосексуализм

  Гомосексуалисты есть и были независимо от нашего отношения к этому явлению, и не в наших силах их отменить. Это все равно что отказаться от восхода и заката солнца. Но для психологии — это до сих пор загадка, которую мы не можем до конца объяснить. Гомосексуализм (от греч. homoios — сходный, одинаковый и лат. sexus — пол) был в древних культурах, греческой и римской, хотя сам термин был введен в научный оборот в 1869 г. венгерским врачом К.М. Бенкертом.
  Под гомосексуализмом (и мужским — уранизм, гейизм, и женским — лесбиянство, сафизм) принято понимать сексуальное влечение к лицам своего пола.
  Гомосексуальность не нова; она существовала во многих культурах, как и споры, которые ее окружают. Несмотря па то, что большинство культур не защищают гомосексуальность открыто, в ходе истории лишь немногие культуры так жестоко ее осуждали, как современная западная. Тем не менее исследование показывает, что общественное одобрение или отвержение гомосексуалистов не влияет на оценку поведения.
  До последнего времени считалось, что гомосексуализм — это следствие психологической травмы мужчины, его страха перед женщиной вообще и неправильного отношения к нему матери. 30 лет назад один немецкий ученый доказал, что гомосексуализм является внутриутробным нарушением развитием плода, появляющимся между 3-м и 4-м месяцами беременности. Если мать перенесла какое-то заболевание, чаще всего краснуху, то в результате появляется ребенок, у которого не сформирован центр влечения к противоположному полу.
  Эта гипотеза подтверждена на лабораторных животных. Можно сказать, что 90% гомосексуалистов являются «врожденными», а 10% — «приобретенными».
  В 1948 году, когда Альфред Кинси и его помощники провели одно из первых обширных исследований мужской сексуальности, они обнаружили, что 4% всех мужчин были гомосексуалистами, а 37% имели в своей жизни гомосексуальный опыт, который вел к оргазму. В более позднем исследовании ученые обнаружили, что гомосексуальность среди женщин составляет половину или треть по сравнению с мужчинами (Kinsley et al., 1953). Эти результаты шокировали многих людей.
  Поскольку гомосексуализм — явление непонятное, все, что касается его, окружено загадками и мифами. Один из них — что гомосексуалистов много. Их якобы 10% среди мужчин, а иногда утверждают, что 14%. Ученые считают, что настоящих гомосексуалистов от 1 до 1,5%.
  Еще один миф, связанный с гомосексуализмом, — это их близость к преступному миру. Это ничем не подтверждается, а вот что среди них много наркоманов — это правда. Жизнь гомосексуалистов гораздо сложнее, чем у гетеросексуальных мужчин. Сформировать прочную пару мужчине с мужчиной труднее. В традиционных отношениях женщина может снять психологическое напряжение, она мягче, терпимее. Здесь же много агрессии, драм, которые часто приходится подавлять наркотиками.
  Гомосексуализм — это влечение, как правило, к очень молодым мужчинам. Гомосексуализм иногда близок к педофилии (влечению к детям). Пожилой любит молодого, например, а у молодых привязанности и чувства меняются, поэтому происходит столько драм и трагедий. Это не только сексуальное влечение, но и эмоциональное.
  Отношение общества к гомосексуалистам остается агрессивным и презрительным. Гомосексуалисты встречаются среди людей, работа которых связана с общением — журналистов, учителей, артистов. Есть они и на заводах, но там, если узнают об этом, — обязательно побьют. Есть места, где к ним относятся терпимее, — в Лондоне, например. Туда гомосексуалисты съезжаются со всего мира. Это не значит, что там они чувствуют себя комфортно. Проблем везде много. Дискриминация существует при приеме на работу и т.д.
  Чтобы справиться со стрессом, дискриминацией и даже опасностью, многие гомосексуалисты предпочитают жить в тех же районах и домах, где живут другие гомосексуалисты. Некоторые бары или рестораны служат местом для собраний, в них геи общаются и обмениваются информацией. Помимо этого есть организации, которые поддерживают и лоббируют вопросы, касающиеся гомосексуалистов, они требуют для них равноправия в обществе и перед законом.
  Гомосексуалистам трудно, потому что они не могут иметь детей, а законы запрещают им усыновление. В абсолютном большинстве стран их браки не регистрируются. Они всюду ощущают свою ущербность, хотя вреда, собственно, от них нет. Гомосексуализм из всех видов девиантного поведения, по-видимому, наиболее «биологичен». Высказываются сомнения, можно ли вообще его относить к отклонениям.
  До 1973 года в справочнике DSM гомосексуализм числился в качестве сексуального расстройства. Протесты групп геев-активистов и многих психотерапевтов в конце концов привели к тому, что гомосексуализм исключили из справочника как сексуальное расстройство. Большинство клиницистов теперь рассматривают гомосексуальность как вариант нормального сексуального поведения, а не расстройства.
  Несмотря на растущее принятие гомосексуальности клиницистами, многие люди в западном обществе продолжают придерживаться антигомосексуальных установок и распространяют мифы о жизненном стиле гомосексуалистов. Несмотря на такие мифы, исследование показало, что гомосексуалисты не страдают от смешения полов; они не более склонны к психопатологии, чем другие; и не существует четко определенной «гомосексуальной личности».
  Наверное, мы должны относиться к гомосексуалистам терпимо и сочувственно, должны понимать, что их жизнь сложнее. Нельзя же обвинять диабетика в том, что он диабетик, — это связано с его физиологическим состоянием.
  Кстати, гомосексуалисты есть почти у всех приматов. У некоторых — даже больше, чем у людей, — до 10% (гиббоны, шимпанзе, орангутаны). Гомосексуализм — это некая особенность, устроенная природой, настолько странная, необычная, что мы вряд ли поймем, почему есть 1-4% мужчин и 1-3% женщин, которых не интересует противоположный пол.
  В 1932 г. 3. Фрейд предложил гомосексуальную направленность полового влечения именовать инверсией. Однако этот термин не получил широкого распространения.
  В 1978 г. Белл и Вайнберг разделили гомосексуалов на следующие группы:
  1. Закрытые пары — гомосексуалы, живущие парами, поддерживающие отношения, сходные с отношениями в гетеросексуальных браках. Практически не имеют сексуальных проблем. Сексуальных партнеров на стороне мало. Много времени проводят дома.
  2. Открытые пары — гомосексуалы, которые живут парами, но обычно имеют много сексуальных партнеров на стороне. Большую часть времени проводят в поисках сексуальных партнеров. Они чаще сталкиваются с сексуальными проблемами и чаще жалуются на свою гомосексуальность, чем партнеры в закрытых парах.
  3. Функционалы — гомосексуалы, не образовывающие пар. Имеют очень много гомосексуальных партнеров и мало сексуальных проблем. Как правило, это лица более молодого возраста. Не сожалеют о своей гомосексуальности. Развивают бурную сексуальную деятельность.
  4. Дисфункционалы. В пары не входят. Имеют много сексуальных партнеров. Ведут активную сексуальную жизнь. Имеют значительные сексуальные проблемы.
  5. Асексуалы — гомосексуалы, мало интересующиеся сексом, малоактивные, в пары не входят. Их гомосексуальность проявляется не так явно, они скрывают ее более тщательно, чем все прочие типы.
  Концепция поступательного развития процесса формирования сексуальной идентичности, при котором очередная стадия знаменует возникновение более полного представления о собственной сексуальной идентичности, выглядит убедительно лишь в приложении к доминирующей европейской и американской культуре, но едва ли соответствует образу жизни других этнических групп. Тем не менее, модель Касс представляется уместной, когда речь заходит о представителях западной культуры:
  I стадия — сомнения. На этой стадии формирования сексуальной идентичности человек начинает осознавать, что информация о гомогендерной сексуальной ориентации в каком-то смысле имеет отношение к его собственным реакциям. Когда человек понимает, что не может продолжать игнорировать эти совпадения, у него возникают сомнения в правильности сексуального самовосприятия.
  II стадия — сравнения. На этой стадии формирования сексуальной идентичности человек начинает ощущать свое отличие от других членов семьи и сверстников. Таким образом индивид составляет более полное представление о том, что значит быть геем, лесбиянкой или бисексуалом. Едва ли не каждый человек воспитывается с расчетом на гетеросексуальное поведение. В процессе развития гомогендерной идентичности человеку приходится постепенно отказываться от гетеросексуальных принципов поведения, в результате чего может возникнуть ощущение неприкаянности и потерянности. Люди могут по-разному отреагировать на чувство социального отчуждения. Вслед за позитивным осознанием своего отличия от других значение гетеросексуального поведения начинает постепенно снижаться. Однако даже в этой ситуации некоторые люди продолжают притворяться гетеросексуалами, стараясь избежать проблем, которые сулит им открытое признание своей сексуальной ориентации. На этом этапе многие индивиды склонны отрекаться от гомогендерной идентичности, хотя и осознают свои сексуальные предпочтения. В этом случае люди нередко считают свое гомогендерное сексуальное поведение следствием определенных отношений, сиюминутным соблазном или преходящим явлением. Негативная реакция вызвана страхом отчуждения со стороны окружающих и влечет за собой снижение оценки гомогендерной сексуальной идентичности. На этом этапе многие люди превращают собственную неуверенность во «внутреннюю гомофобию». В результате формируется негативная установка по отношению к собственной идентичности, а также по отношению к геям и лесбиянкам.
  III стадия — терпимости. Смирившись со своей гомогендерной сексуальной ориентацией и осознавая сексуальные, социальные и эмоциональные потребности, связанные с данной ориентацией, индивид начинает более терпимо относиться к своим предпочтениям и привыкает к ним. На этой стадии проблемы возникают, как правило, у людей стеснительных, некоммуникабельных и не обладающих навыками общения, а также у тех индивидов, которые опасаются, что об их склонностях станет известно окружающим. Если переживания человека на этом этапе в целом являются негативными, то развитие процесса формирования гомогендерной сексуальной идентичности может прекратиться.
  IV стадия — внутреннего принятия своей сексуальности. На этом этапе терпимое отношение к своей идентичности в качестве гея, лесбиянки или бисексуала сменяется положительным самовосприятием. Связь с обществом геев или лесбиянок крепнет. Возникает позитивная идентификация с другими людьми, придерживающимися гомогендерной ориентации.
  V стадия — гордости. На этом этапе формирования гомогендерной сексуальной идентичности человек перестает считать гетеросексуальность нормой, на основании которой можно оценивать собственное сексуальное поведение и сексуальное поведение других людей. По мере углубления идентификации с обществом геев или лесбиянок человек начинает испытывать гордость в связи с принадлежностью к данному обществу. Нередко на этом этапе человек принимает активное участие в политических движениях, выступающих против дискриминации и гомофобии, и вступает в конфронтацию с гетеросексуальным истеблишментом. Во многих случаях эта стадия является периодом агрессии. Желание скрывать свою сексуальную ориентацию уменьшается, и некоторые члены семьи и коллеги данного человека узнают о его сексуальных склонностях.
  VI стадия — синтеза. На заключительной стадии формирования гомогендерной сексуальной идентичности человек перестает разделять окружающих на «наших» (геев, бисексуалов и лесбиянок) и «других» (гетеросексуалов). Человек перестает воспринимать людей в зависимости от их сексуальной ориентации. Не все гетеросексуалы предстают в дурном свете, и не все люди с гомогендерной ориентацией воспринимаются положительно. Агрессия, характерная для пятой стадии, снижается, и гомогендерные аспекты идентичности полностью сливаются с другими аспектами самовосприятия. Теперь процесс формирования сексуальной идентичности закончен.
  Каковы же причины гомосексуализма? Существуют множество объясняющих гомосексуализм теорий:
  • Генетическаят теория исходит из генетической обусловленности гомосексуальной направленности. Данные исследований генетического происхождения гомосексуальности говорят о том, что в ряде случаев гомосексуальность передается генами матери. Точно так же эти два исследования показали, что когда один из однояйцевых близнецов был гомосексуалистом, то его брат тоже был гомосексуалистом в 50% случаев. Эта цифра снизилась до 20% и менее, когда братья были двуяйцевыми близнецами или не близнецами вообще, и составляла менее 10%, когда братья были приемными детьми или не являлись биологическими родственниками. Несмотря на то, что факторы окружающей среды тоже оказывают большое влияние па гомосексуальность — иначе бы все, у кого брат-близнец — гомосексуалист, были бы тоже гомосексуалистами, генетика играет большую роль в возникновении гомосексуальности. Однако никаких достоверно установленных хромосомных отклонений у гомосексуалистов не выявлено.
  • Эндокринная теория основывается на отдельных наблюдениях, свидетельствующих о том, что нарушения функций коры надпочечников могут приводить к гомосексуальным тенденциям. Это относится как к выработке у женщин мужских половых гормонов, так и к превышению содержания эстрадиола у гомосексуалистов-мужчин. Однако никаких репрезентативных данных, свидетельствующих о гормональных различиях лиц с гомо- и гетеросексуальными влечениями, не имеется.
  • Существует немало концепций, объединенных пониманием гомосексуализма как приобретенного в результате действия социально-психологических и социальных факторов: случайные впечатления, соблазны, совращения, лишения доступа к лицам противоположного пола, культурные влияния, материнская гиперопека, страх сексуальной неудачи и т. п. С точки зрения A.M. Свядоща, врожденным гомосексуализмом является активный тип поведения у женщин и пассивный у мужчин, а ситуационным (реактивным) — активный у мужчин и пассивный у женщин (А.М. Свядощ, 1988).
  Исследования зарубежных и отечественных ученых позволяют сделать принципиальной важности вывод: «какими бы причинами (как правило, многими) не детерминировалась сексуальная ориентация, она не является делом свободного выбора и не может быть изменена произвольно» (И.С. Кон, 1989), т.е. по одному лишь желанию человека. Если, такое изменение и возможно, то оно требует интенсивной психотерапии и психокоррекции в сочетании с гормонотерапией при непременном сильном желании самого человека. Но и при этом успех лечения не гарантирован.
  Вообще, сексуальное поведение и его направленность формируются под воздействием множества биологических, психологических, социальных факторов. Половая принадлежность индивида вовсе не столь очевидна и безусловна, как это представляется обыденному сознанию. Не случайно различают пол генетический, или хромосомный, гормональный, генитальный и основанный на нем гражданский (иначе паспортный, или акушерский) и, наконец, «субъективный» как половую аутоидентификацию субъекта. Возможны несоответствия между этими «полами» в силу каких-либо нарушений на какой-то ступени формирования индивида. Наглядной иллюстрацией сложности половой дифференциации служит гермафродитизм — двуполость, врожденная двойственность репродуктивных органов, когда пол индивида нельзя однозначно определить ни как мужской, ни как женский. А в случаях транссексуализма человек не только ощущает свою принадлежность к противоположному полу, но и упорно стремится к соответствующему изменению, в том числе хирургическим путем. Неосуществление желания сменить пол может привести транссексуалиста к самоубийству.
  Что касается направленности полового влечения, то она может быть не только гетеросексуальной или гомосексуальной, но и бисексуальной (половое влечение к лицам обоего пола).
  Очевидно, и гомосексуализм, и бисексуализм «нормальны» в том смысле, что представляют собой результат некоего разброса, поливариантности сексуального влечения, сформировавшегося в процессе эволюции рода человеческого. Если бы все иные формы, кроме гетеросексуальности, были абсолютно патологичны, они бы давно элиминировались в результате естественного отбора. О «нормальности» (в этом смысле) гомосексуализма свидетельствует и его относительно постоянная величина в популяциях (Я.И. Гилинский, 1993).
  Гомосексуалисты встречаются в каждой социоэкономической группе, в каждой расе и в каждой профессии. Невозможно определить, в чем именно эти люди отличаются от остальных,помимо их сексуальной ориентации. Представители голубых и розовых меньшинств считают, что поскольку сексуальная ориентация — единственная переменная, которая четко отделяет гомосексуальные пары от гетеросексуальных, то пары геев должны иметь те же права, что и гетеросексуальные. В наше время брачные церемонии иногда проводятся и для однополых пар. Более того, гомосексуальные пары все чаще добиваются права участвовать в жилищных программах, рассчитанных на семейных пар, и получают медицинские семейные страховки; недавние судебные решения принимаются в пользу гомосексуалистов.
  В 1990-х годах большое внимание в обществе обращалось на равноправие гомосексуалистов в США. Средства массовой информации описывали многие эпизоды «избиения геев», в которых гомосексуалисты-мужчины и лесбиянки-женщины избивались, или их даже убивали. В прессе и на телевидении усилиями активистов геев все чаще стали говорить об общественных деятелях, не афишировавших раньше свою сексуальную ориентацию. Кроме того, президент Клинтон пересмотрел отношение армии к гомосексуалистам, эта акция взволновала общество, вызвала споры и после нее военные стали проводить политику «не спрашивай, не говори». То есть вооруженные силы США больше не делают попыток идентифицировать гомосексуалистов, но если есть очевидные доказательства, что военный — гомосексуалист, то его увольняют. Во время споров о гомосексуалистах и военных выявилась одна из наиболее важных тем — могут ли американцы, не только военные, но и гражданское население, преодолеть предрассудки против гомосексуалистов. Несмотря на то, что эта тема связана с сильными эмоциями, исследования показывают, что образование и опыт общения помогают людям принимать других, отличных от них людей такими, какие они есть, и работать с ними (Herek & Capitanio, 1993).82
  Гомосексуализм остается жизненным стилем, одобряемым многими людьми, независимо от того, какими факторами — окружающей средой или генетическими факторами — он обусловлен. Поскольку вопрос о клинике гомосексуализма отошел на второй план, остается главная проблема: как обществу вести себя по отношению к значительной части населения, отличающейся только своей сексуальной ориентацией? До сих пор общество на Западе не может утверждать, что эффективно решает этот вопрос или справедливо его рассматривает, но по крайней мере выявляется очевидная тенденция к пониманию и равенству в правах.
  Дефиниции половых перверсий и сексуальных дисфункций непосредственно связаны с общественными нормами (Brown, 1983). Можно возразить, что за исключением тех случаев, когда половые извращения причиняют другим людям боль, их не стоит считать нарушениями. Надо быть очень осторожным, когда мы прикрепляем такие ярлыки к другим или к самим себе. Учтите, что в течение многих лет профессионалы-клиницисты рассматривали гомосексуальность как половое извращение и на основе их суждений создавались законы и даже проводились полицейские рейды против гомосексуалистов. Только когда движение за права геев помогло изменить общественное мнение и установки по отношению к гомосексуальности, клиницисты перестали считать такое поведение нарушением. Тем временем клинические исследования ненамеренно вызывали в обществе преследования, тревогу и унижения миллионов людей из-за их личного сексуального поведения, отличающегося от культурной нормы.

 
© www.txtb.ru