Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3.2. Психодинамическая модель

  Психодинамическая модель является старейшей и наиболее известной из современных психологических моделей. Психодинамические теоретики полагают, что поведение, будь то нормальное или аномальное, обусловлено главным образом скрытыми психологическими силами, которые человек не осознает. Эти внутренние силы считаются динамическими, т. е. они взаимодействуют друг с другом, и их взаимодействие придает определенную форму поведению, мыслям и эмоциям. Появление эмоциональных и поведенческий симптомов рассматривается как результат конфликтов между этими силами.
  Психодинамическая модель была впервые сформулирована венским невропатологом Зигмундом Фрейдом (1856-1939) на пороге XX века. Изучив гипноз, Фрейд разработал теорию психоанализа, призванную объяснить как нормальное, так и аномальное психологическое функционирование; он также разработал соответствующий метод лечения — использующий беседу подход, также называемый психоанализом. В начале 1900-х годов Фрейд и несколько его коллег по Венскому психоаналитическому обществу — в том числе Карл Густав Юнг (1875-1961) и Альфред Адлер (1870-1937) — стали наиболее влиятельными клиническими теоретиками на Западе. 24 тома трудов Фрейда, посвященных психоаналитической теории и лечению, широко изучаются и в наши дни.
  Теория Фрейда
  Фрейд полагал, что личность формируют три основные силы: инстинктивные потребности, рациональное мышление и моральные стандарты. Все эти силы, считал он, действуют на бессознательном уровне, недоступны непосредственному восприятию и взаимодействуют друг с другом. Фрейд назвал эти силы ид (оно), эго (я) и суперэго (сверх-я).
  Ид
  Фрейд использовал термин Ид для обозначения инстинктивных потребностей, влечений и импульсов. Ид действует в соответствии с принципом удовольствия, т.е. Ид все время стремиться получить наслаждение.
  Фрейд также полагал, что все инстинкты Ид носят, как правило, сексуальный характер, отмечая, что начиная с самых ранних стадий жизни, ребенок получает удовольствие от кормления, дефекации, мастурбации или других видов сексуальной активности. Кроме того, он предположил, что Ид поддерживается либидо, или сексуальной энергией человека.
  Эго
  В первые годы жизни мы начинаем понимать, что наше окружение не удовлетворит все наши инстинктивные потребности. К примеру, мать не всегда бывает рядом, чтобы откликнуться на наш призыв. В результате, часть Ид отделяется и становится Эго. Подобно Ид, Эго бессознательно ищет наслаждений, но оно делает это в соответствии с принципом реальности, приобретаемым опытным путем знанием того, что открытое выражение импульсов Ид может быть неприемлемым. Эго, используя рассудок, дает нам знать, когда мы можем выразить свои импульсы, а когда нет.
  Эго вырабатывает базовые приемы, называемые защитными механизмами эго, с тем чтобы контролировать недопустимые импульсы Ид и избежать тревоги, которую они порождают, или уменьшить ее. Самый главный защитный механизм, вытеснение, не позволяет неприемлемым импульсам проникать в сознание. Существует много других защитных механизмов Эго, и каждый из нас обычно предпочитает какие-то одни остальным (вытеснение, отрицание, рационализация, реактивные образования, изоляция, проекция, регрессия, сублимация).
  Суперэго
  Суперэго вырастает из эго, подобно тому как Эго вырастает из Ид. Узнавая от родителей, что многие импульсы нашего Ид неприемлемы, мы бессознательно принимаем родительские ценности. Мы идентифицируем себя с нашими родителями и оцениваем себя согласно их стандартам. Когда мы разделяем их ценности, то чувствуем себя хорошо, когда мы идем против них, то испытываем чувство вины. Одним словом, у нас формируется сознание.
  Согласно Фрейду, эти три части личности — Ид, Эго и Суперэго — часто конфликтуют друг с другом. Здоровой является такая личность, у которой между тремя силами установились эффективные рабочие отношения, достигнут приемлемый компромисс. Если Ид, Эго и Суперэго находятся в состоянии острого конфликта, в поведении человека могут проявиться признаки дисфункции. Причиной появления конфликта, который приводит к аномальному поведению, является тревога.
  Тревога (anxiety) — это реакция на какой-то еще неизвестный фактор либо в окружающей среде (окружение, на которое изначально рассчитан организм ребенка и которое запускает механизм взросления), либо в себе, который может быть вызван или изменениями в окружении, или движениями бессознательных, вытесненных сил в себе.
  У Фрейда было три теории тревоги. Согласно первой, тревога является проявлением вытесненного либидо (гипотетическая форма психической энергии); вторая рассматривала ее как повторное переживание рождения; третья, которую можно рассматривать как окончательную психоаналитическую теорию тревоги, говорит о наличии двух видов тревоги: первичной и сигнальной. Эти два вида тревоги являются ответом Эго на возрастание инстинктивного или эмоционального напряжения. Сигнальная тревога — сторожевой механизм, предупреждающий Эго о надвигающейся угрозе его равновесию. Функция сигнальной тревоги — не допустить первичную тревогу, давая возможность Эго принять меры предосторожности. Первичная тревога — эмоция, сопровождающая распад Эго. Первичная тревога свидетельствует о неудаче защиты и проявляется в кошмарах.
  Стадии развития
  Фрейд предположил, что на каждой стадии развития, с младенчества до зрелости, люди сталкиваются с новыми ситуациями и внешними воздействиями, которые требуют внесения корректировок в ид, эго и суперэго человека. Если корректировки проведены успешно, они ведут к личностному росту. Если нет, у человека может произойти фиксация, или задержка, на одной из ранних стадий развития. В результате страдает все последующее развитие, и в будущем индивидуум может легко столкнуться с проблемой аномального функционирования. Поскольку родители являются ключевыми фигурами окружения в ранние годы жизни, их часто считают основными виновниками неправильного развития ребенка.
  Фрейд присвоил каждой стадии развития наименование той части тела, которую он считал наиболее значимой для ребенка в этот период. К примеру, первые 18 месяцев жизни он назвал оральной стадией. На этом этапе дети опасаются, что мать, которая их кормит и утешает, исчезнет. У детей, чьи матери систематически не удовлетворяют их оральные потребности, может произойти фиксация на оральной стадии, и они на протяжении всей жизни будут демонстрировать «оральный характер», отличительными чертами которого являются крайняя зависимость и недоверчивость. Такие люди особенно предрасположены к депрессии. Также Фрейд связывал фиксацию на других стадиях развития — анальной (18 месяцев — 3 года), фаллической (от 3 до 5 лет), латентной (5-12 лет) и генитальной (от 12 лет до наступления зрелости) — и с другими видами психологической дисфункции. Например, Фрейд считал, что приучение ребенка к горшку является важнейшим опытом развития. У детей, которых приучали к нему слишком суровыми методами, может произойти «фиксация» на анальной стадии и сформироваться «анальный характер», отличительными чертами которого являются упрямство, своеволие, скаредность и придирчивость.
  В соответствии с выделенными стадиями развития Фрейд выделяет четыре основные категории тревоги, которые, по его мнению, приводят к дисфункции:
  1. Тревожность Супер-Эго (прямой результат конечного развития Супер-Эго, когда проходит стадия Эдипова комплекса и наступает препубертатный период);
  2. Кастрационная тревожность (страх кастрации на стадии Эдипова комплекса у ребенка. Отражается в кастрационной тревоге у взрослого);
  3. Сепарационная тревожность (ребенок, находящийся на фаллической стадии, боится потерять любовь и быть брошенным родителями, если он не сможет справиться и направить свой импульс в соответствии с их стандартами и требованиями);
  4. Импульсивная тревожность (или тревожность Ид. Связана с примитивным, диффузным дискомфортом младенца, когда его переполняют потребности и стимулы, против которых он беспомощен и не может справиться с ними).
  Также различались три вида тревожности: вызванная реальностью, обусловленная давлением со стороны бессознательного Ид и со стороны Супер-эго.
  Механизмы защиты, в понимании Фрейда, играют значительную роль в патогенезе неврозов. Невроз — это психически обусловленное расстройство, симптомы которого выражают в символической форме породивший его душевный конфликт (конфликт влечений), в частности сексуальных влечений и влечений Я. Невротический синдром есть следствие неудавшегося защитного механизма.
  Другие психодинамические объяснения
  Личные и профессиональные разногласия между Фрейдом и его коллегами привели в начале XX века к расколу Венского психоаналитического общества. Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Карен Хорни, Эрих Фромм и другие создали новые теории. Хотя между новыми теориями и идеями Фрейда имелись значимые отличия, каждая из них опиралась на его представление, что человеческое функционирование обусловлено динамическими (взаимодействующими) психологическими силами. Поэтому все эти теории, включая теорию самого Фрейда, называют психодинамическими.
  Индивидуальная психология (А.Адлер)
  Альфред Адлер создал научную школу «индивидуальной психологии».
  Сущность и лечение неврозов, как основных причин аномального функционирования человека, рассматривал в следующем:
  1. Чувство неполноценности и компенсация.
  Наиболее распространенная форма, в которой возникающее в детстве чувство неполноценности, пытается избежать разоблачения, заключается в возведении компенсаторной душевной надстройки, стремящейся вновь обрести устойчивость и добиться превосходства в жизни с помощью тренировки и средств защиты, в чувстве общности или в невротическом modus vivendi (образ жизни, временное соглашение (спорящих сторон).
  То, что называют «предрасположенностью к неврозу» (невротическая диспозиция, ibidem), уже есть невроз. И только в актуальных случаях, когда внутренняя необходимость вынуждает прибегнуть к усиленным уловкам, как доказательство болезни возникают более выраженные соответствующие симптомы.
  Это доказательство болезни и все соответствующие аранжировки необходимы прежде всего, чтобы:
  • служить оправданием, если жизнь отказывает в желанном триумфе;
  • тем самым получить возможность уклониться от решения;
  • иметь возможность выставить в ярком свете какие-нибудь достигнутые цели, поскольку они были достигнуты «несмотря на недуг».
  Эти и другие уловки отчетливо демонстрируют тяготение невротика к внешнему превосходству, а не к реальному. Таким образом, личность приобретает свою устойчивую структуру.
  2. Аранжировка невроза.
  Истоки невроза всегда можно проследить вплоть до первого и второго года жизни. В этот период формируется отношение ребенка к своему окружению, и то, что там обращает на себя внимание как «невоспитанность» или «нервозность», затем, под влиянием неправильного воспитания, перерастает в невроз.
  Жизненный вопрос невротика не: «Что я должен сделать, чтобы приспособиться к требованиям общества и благодаря этому добиться гармоничного существования?», а: «Как я должен организовать свою жизнь, чтобы удовлетворить свое стремление к превосходству, превратить свое постоянное чувство неполноценности в чувство богоподобия?». Иными словами, единственно установленный или зафиксированный в мыслях пункт — это достижение личностного идеала.
  Симптомы, аранжированные конечной целью, являются формами выражения господства его тщеславия. Поначалу оно находится позади пациента и гонит его вперед. После неминуемых поражений (разве может наша бедная земля удовлетворить ожидания невротика?!) оно стоит перед ним и оттесняет его назад: «Если ты перейдешь Halys, ты разрушишь великое государство (царство своего ожидания)».
  Неофрейдизм (К.Хорни, Э.Фромм)
  В 1935 году вышла работа Карен Хорни «Невротическая личность нашего времени», в которой она рассматривает проблемы тревожности и неврозов.
  Тревога иррациональна. Эта реакция содержит в себе влияние культурного фактора, так как наша культура оказывает огромное воздействие на рациональное мышление и поведение и считает иррациональное начало чем-то низким.
  В культуре существует четыре способа избежать тревожности: рационализация, отрицание, наркотизация, избегание мыслей, чувств, побуждений или ситуаций, которые вызывают тревогу
  Хорни вводит понятие «базальной тревожности». Базальная тревожность — это чувство собственной незначительности, беспомощности, покинутости, подверженности опасности нахождения в мире, который открыт обидам, оскорблениям, предательству и зависти. Эта тревожность возникает в раннем детстве.
  Условия возникновения базальной тревожности:
  • отсутствие подлинной истинной любви со стороны родителей;
  • различные формы отношений или действий родителей, которые вызывают в детях враждебность (несправедливость, упреки, ущемление самых насущных и справедливых желаний);
  • фрустрация желаний ребенка, особенно в сексуальной сфере.
  Способы уменьшения базальной тревожности:
  • посредством любви («если вы меня любите, вы не причините мне зла»);
  • посредством подчинения («если я уступлю, мне не причинят зла»);
  • посредством власти («если я обладаю властью, никто не сможет меня обидеть»);
  • посредством ухода (отстранения) от людей («если я реагирую уходом, отстранением, ничто не заденет меня»)
  Позднее, в работе «Наши внутренние конфликты», Хорни определила эти способы уменьшения базальной тревожности в способы ориентирования личности:
  • ориентирование к людям (тревога — потребность в любви со стороны всех — отвержение — агрессия — тревога увеличивается);
  • ориентирование против людей (враждебность, агрессия — посредством власти, через использование других людей);
  • уход от людей (бегство от мира. Внешние потребности удовлетворяются либо через богатство, застрахованность, либо через ограничение своих потребностей до минимума).
  Чаще всего уклонение от лежащей в основе сильной тревожности человек ищет не в одном, а в нескольких путях, которые, кроме того, несовместимы друг с другом. Именно такие неразрешимые конфликты обычно являются динамическим центром неврозов.
  Невроз — это наиболее распространенная форма нервно-психического расстройства, возникающая преимущественно вследствие психологических факторов.
  Невроз возникает в том случае, когда базальный конфликт порождает тревожность.
  Существуют различные способы разрешения невротического конфликта:
  1. Определенные стороны личности подавляются, а другие, противоположные, выдвигаются на передний план.
  2. Создание дистанции между собой и людьми, при которой конфликты не допускаются;
  3. Идеализация своего образа (это — люди, перфекционисты, настойчиво стремящиеся к совершенству, предъявляют себе завышенные требования и гордятся этим. Идеализированный образ устраняет один конфликт, но порождает другой: конфликт между противоположными стремлениями и внутренней диктатурой, идущей от существующего внутри разлада (конфликт между самообожанием и презрением к себе).
  В любом неврозе развивается сочетание разных форм защиты. Часто они присутствуют все, хотя и действуют с различной степенью активности.
  Эрих Фромм связывает неврозы с невозможностью для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, вызывая невротические способы избавления от этого чувства.
  Аналитическая психология (К.Юнг)
  Принципиальной линией расхождения Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга является толкование понятия «либидо», как психической энергии. Под либидо Юнг понимал не сексуальную, а любую бессознательную психическую энергию. Либидо — это показатель динамики жизненного процесса, проявляющегося в психической сфере человека.
  По мере развития собственных исследований расхождения во взглядах с Фрейдом усиливались. В частности, Фрейд считал, что невроз зарождается в раннем детстве, и главными его фантазиями оказываются кровосмесительные фантазии, связанные с Эдиповым комплексом (исключение делалось лишь для так называемых травматических неврозов). Напротив, Юнг полагал, что причины, вызывающие невроз, находятся, главным образом, в сегодняшнем дне пациента, а превозносимые Фрейдом детские желания — фактор вторичный. В случае нарушения рутинного течения жизни — неудачи или неспособности выполнить предъявляемые жизнью требования — либидо переключается на своего носителя и вытаскивает из забытого прошлого воспоминания о поступках и чувствах, которые в обычном состоянии никак не проявились бы.
  Невротические проявления являются сигналами, указывающими, что субъект развивается неправильно. В этом смысле невротические симптомы могут считаться компенсаторными и оказываются частью механизма саморегуляции, нацеленного на достижение более устойчивого равновесия внутри психики (влияние коллективного бессознательного). Может это и покажется парадоксальным, но Юнг иногда говорил о ком-нибудь: «Слава Богу, он стал невротиком!». Также как боль информирует нас о неполадках в телесных органах, так и невротические симптомы могут привлечь внимание к психическим проблемам, о которых человек мог и не подозревать. Идея саморегуляции проходит через всю концепцию аналитической психологии.
  Сегодня наибольшим влиянием обладают следующие три психодинамические теории: эго­психология, селф-психология и теория объектных отношений.
  Эго-психологи делают акцент на роли Эго, считая его более независимой и активной силой, чем полагал Фрейд. Селф-психологи, напротив, уделяют наибольшее внимание роли «я», совокупной личности, а не какой-то одной ее части. Они считают, что основной движущей силой человека является сохранение и упрочение целостности «я». Теория объектных отношений предполагает, что людьми движет главным образом потребность поддерживать отношения с окружающими, и что серьезные проблемы в отношениях между детьми и теми, кто о них заботится, могут способствовать аномальному развитию и психологическим трудностям.
  Психодинамические методы терапии начинаются с фрейдовского психоанализа и заканчиваются современными терапевтическими методами, основанными на селф-психологии или теории объектных отношений. Все они стремятся выявить прошлые травмы и внутренние конфликты, являющиеся их следствием. Все пытаются помочь людям разрешить, или урегулировать, эти конфликты и продолжить личностное развитие.
  Согласно большинству психодинамических терапевтов, процесс достижения инсайта (озарения) нельзя подталкивать или навязывать. Терапевты должны искусно направлять беседы, так чтобы пациенты сами распознали свои скрытые проблемы. Чтобы помочь им этого добиться, терапевты опираются на такие приемы, как свободная ассоциация, интерпретация терапевта, катарсис и проработка.
  Свободная ассоциация
  В психодинамической терапии пациент отвечает за начало и ход каждой беседы. Терапевт просит человека описать любую мысль, чувство или образ, которые приходят на ум, даже если они кажутся маловажными. Этот процесс называют свободной ассоциацией. Терапевт ожидает, что ассоциации пациента в конце концов выявят неосознаваемые события и скрытую динамику.
  Интерпретация терапевта
  Терапевты психодинамического направления внимательно слушают, когда пациенты говорят, выискивая скрытые намеки, делая предварительные заключения и делясь своими интерпретациями, когда им кажется, что человек готов их выслушать. Особенно важны интерпретации трех явлений — сопротивления, переноса и сновидений.
  Люди проявляют сопротивление, когда они внезапно не могут сделать свободных ассоциаций или когда меняют тему, чтобы избежать неприятного обсуждения. Они прибегают к переносу, когда совершают по отношению к терапевту действия и испытывают к нему чувства, которые они проявляли или проявляют по отношению к людям, занимающим важное место в их жизни, прежде всего к своим родителям, братьям и сестрам или супругам.
  Наконец, многие теоретики психодинамического направления пытаются помогать людям интерпретировать их сновидения. Фрейд назвал сновидения «королевской дорогой в бессознательное». Он считал, что во время сна защитные механизмы функционируют менее эффективно и что сновидения, если их правильно интерпретировать, могут выявить неосознаваемые инстинкты, потребности и желания.
  Фрейд идентифицировал два вида содержания сновидений, манифестное (явное) и латентное (скрытое). Манифестное содержание — это осознанно припоминаемое сновидение, латентное содержание — его символический смысл. Чтобы истолковать сновидение, терапевты должны перевести его манифестное содержание в латентное.
  Катарсис
  Инсайт должен быть как эмоциональным, так и интеллектуальным процессом. Терапевты психодинамического направления считают, что пациенты должны испытать катарсис, повторное переживание прошлых вытесненных чувств, если они хотят разрешить внутренние конфликты и устранить свои проблемы.
  Проработка
  Один сеанс интерпретации и катарсиса не изменит человека. Пациент и терапевт должны исследовать те же самые вопросы снова и снова в течение многих сеансов, все больше и больше проясняя их. Этот процесс, называемый проработкой, обычно занимает длительное время, часто годы.
  В последние годы несколько терапевтов разработали метод краткосрочной психодинамической терапии. Они побуждают пациентов сосредоточиться на какой-то одной проблеме — динамическом фокусе — на раннем этапе терапии, например, на неспособности ладить с другими людьми. Терапевт помогает человеку придерживаться этой проблемы на протяжении всего лечения и работает только над теми психодинамическими вопросами, которые связаны с ней, например, над неудовлетворенными оральными потребностями. Проведено лишь ограниченное количество исследований, но они все же позволяют предположить, что эти более новые, краткосрочные психодинамические подходы иногда заметно помогают пациентам.
  Фрейд и его последователи способствовали изменению взгляда на аномальное функционирование. Главным образом благодаря их трудам, огромное число современных теоретиков ищет ответы и объяснения за рамками биологических процессов. Кроме того, теоретики психодинамического направления помогли нам понять, что аномальное функционирование может уходить корнями в те же самые процессы, что и нормальное функционирование. Психологический конфликт — распространенное явление; он приводит к отклонениям в поведении только в том случае, если конфликт становится избыточным.
  Фрейд и многие его последователи оказали также огромное влияние на методику лечения. Они были первыми, кто систематически использовал в лечении теорию и специальные приемы. Кроме того, они первыми продемонстрировали потенциал психологического лечения, в противовес биологическому, и их идеи послужили отправной точкой для многих других психологических методов лечения.
  В то же время психодинамическая модель имеет свои недостатки. Формулировка и исследование ее понятий может оказаться нелегкой задачей. Поскольку такие процессы, как влечения Ид, защитные механизмы Эго и фиксация носят абстрактный характер и предположительно происходят на бессознательном уровне, часто бывает невозможно определить, имеют ли они место. Поэтому неудивительно, что психодинамические объяснения и методы лечения получают ограниченное подтверждение в исследованиях, а теоретики и терапевты, придерживающиеся психодинамического направления, вынуждены полагаться в основном на изучение индивидуальных случаев.
  Частично в ответ на эти проблемы, в последние несколько десятилетий получили признание другие модели. Тем не менее в настоящее время 11% теоретиков продолжают считать себя терапевтами фрейдистского направления, а 22% — современными психодинамическими терапевтами. Интересно отметить, что многие практикующие врачи, придерживающиеся других моделей, сообщают, что когда они обращаются за помощью с собственными проблемами, то останавливают свой выбор на психодинамической терапии.

 
© www.txtb.ru