Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


§ 3.1.3. Воздействие эмоций на человека

  В изложении материала этого параграфа мы опираемся на материал из соответствующего раздела «Психологии эмоций» К. Изарда. Эмоции воздействуют на тело и разум человека, они влияют практически на все аспекты его существования. Обрисуем в общих чертах то огромное влияние, которое оказывают на нашу жизнь эмоции.
  У человека, который переживает эмоцию, можно зафиксировать изменения электрической активности мышц лица, некоторые изменения наблюдаются при этом и в электронной активности мозга. Может измениться пульс. В случае сильного гнева или испуга пульс может превышать нормальный на 40-60 ударов в минуту. Столь резкие изменения соматических показателей при переживании человеком сильной эмоции указывают на то, что в этом процессе задействованы практически все нейрофизиологические и соматические системы организма. Эти изменения неизбежно сказываются на восприятии, мышлении и поведении индивида, и в крайних случаях могут приводить к соматическим и психическим нарушениям. Эмоция активирует вегетативную нервную систему, которая в свою очередь воздействует на эндокринную и нервно-гуморальную системы. Разум и тело требуют действия. Если при этом для индивида невозможно адекватное поведение, ему грозят психосоматические расстройства. Гиппократ, отец современной медицины, однажды сказал: «Гораздо важнее знать, какова личность больного, чем название его болезни». Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании внутренних процессов, происходящих в организме, играют эмоции. И действительно, по современным оценкам, приблизительно 80% всех физиологических и медицинских проблем содержат эмоциональные компоненты.
  Какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, - мощной или едва выраженной - она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь серьезны, что их невозможно игнорировать. Так результаты последних исследований в области нейрофизиологии позволяют предположить, что эмоции и настроение влияют даже на иммунную систему, снижают сопротивляемость болезням (Marx, 1985). Если в течение долгого времени вы испытываете злость, тревогу или депрессию, - пусть даже эти эмоции будут слабовыраженными, - то у вас больше шансов заболеть ОРЗ, гриппом или подхватить кишечную инфекцию. Всем известно, что это вирусные заболевания, но их возбудители всегда в том или ином количестве присутствуют в организме. И если хронический стресс ослабляет иммунную систему, организм предоставляет им благоприятную почву для болезнетворного влияния.
  При рассмотрении вопроса о взаимодействии эмоций и развития личности необходимо учитывать два фактора. Первый - влияние наследственности на эмоциональный склад личности и на пороги переживания той или иной эмоции. Второй - индивидуальный опыт в плане навыков выражения эмоций. При этом генетический и внешний фактор вступают во взаимодействие, что неизбежно приводит к формированию личностных характеристик.
  Ребенок, предрасположенный к определенному виду эмоциональности, встречает разный прием в мире сверстников и взрослых. Например, взрослые по-разному реагируют а вспыльчивого, пугливого или улыбчивого ребенка. Таким образом, от эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его социального развития, социализации. Эмоциональность сказывается даже на интеллектуальном развитии ребенка. Томкинс считает любопытство эмоцией, которая играет такую же роль в интеллектуальном развитии человека, как упражнения в его физическом развитии. Эмоции сопровождают сексуальные, супружеские и родительские чувства.
  Эмоции оказывают влияние на перцептивно-когнитивные процессы. Как правило, они заряжают энергией и организуют мышление и деятельность. При этом конкретная эмоция побуждает человека к конкретной активности. Эмоции непосредственно влияют на наше восприятие. Так, переживая радость, человек воспринимает все в розовом свете, а страх сужает восприятие.
  В 1965 году К. Изард с коллегами провел эксперимент, в котором исследовалось влияние эмоций на перцептивно-когнитивную сферу. Испытуемые были разделены на две группы. С одной группой экспериментатор обращался любезно и обходительно, по отношению к другой - проявлял враждебность. Всем испытуемым были розданы стереоскопы - устройства, позволяющие предъявлять испытуемому одновременно два изображения, одно из которых он воспринимает левым глазом, а другое - правым; при этом он воспринимает единый объемный образ, который соответствует либо левому, либо правому изображению, либо представляет собой их комбинацию. Через эти стереоскопы им предлагалось рассмотреть фотографии людей в различных эмоциональных состояниях. Экспериментатор в случайном порядке вставлял в аппараты пары фотографий с изображениями жизнерадостных и озлобленных людей, а испытуемые оценивали состояние человека, изображенного на них. При этом раздраженные испытуемые, с которыми экспериментатор обращался грубо, чаще видели сердитые лица, а испытуемые из контрольной группы, напротив, чаще оценивали состояние людей, изображенных на фотографиях, как радостное и удовлетворенное. Этот эксперимент наглядно продемонстрировал, как эмоции могут влиять на перцептивную и когнитивную сферы человека. Эмоции фильтруют информацию, которую человек получает при помощи органов чувств, и активно вмешиваются в процесс ее последующей обработки.

 
© www.txtb.ru