Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



§ 1.2.2. Концепция внутренней мотивации Э. Деси

  В концепции внутренней мотивации Эдварда Деси (1980, 1995) подчеркивается значение внутренних, имманентно присущих человеку, движущих сил. Наша задача состоит в том, чтобы понять эти силы и помочь пробудиться тем из них, которые могут привести к эффективному результату. Необходимо помнить, что главные мотиваторы - в душе человека, а не вне ее. Именно этот подход реализуется в мотивационном тренинге Е. Сидоренко, который предлагает использовать «внутреннюю энергетику, а не сооружать хитроумные внешние рычаги ...» (Сидоренко, с. 89). Анализируя концепцию внутренней мотивации Э. Деси, Е. Сидоренко отмечает, что, на первый взгляд, она сходна с концепцией парателической активности М. Аптера (1982). В частности М. Аптер установил, что в каждый момент времени каждый из нас находится либо в телическом, либо в парателическом состоянии мотивации. Для телического состояния характерно, что человек прежде всего ориентируется на какую-то цель. В парателическом состоянии, наоборот, человек ориентируется на ощущения от процесса текущей деятельности. Другие авторы обозначают ее как мотивацию, проистекающую из процесса. Однако несмотря на то, что внутренняя мотивация - это стремление совершать деятельность ради самой деятельности, ради того удовольствия, которое дает нам сам процесс деятельности, источником ее все же является потребность автономности и самоопределения.
  Не процессуальный компонент является ядром концепции внутренней мотивации, хотя он и очень важен. Сущность ее прежде всего в том, что для человека жизненно важно быть самоопределяющимся, независимым, не контролируемым извне, а действующим в соответствии со своей «изнутри идущей» мотивацией.
  Когда жизнь людей начинает мотивироваться, а точнее контролироваться деньгами, тогда люди теряют часть своей аутентичности. «Отчуждение начинается с того, что люди теряют контакт со своей внутренней мотивацией, с жизненностью и радостным возбуждением, которыми обладают все дети, со способностью делать что-то ради того, чтобы делать.» (цит. по: Сидоренко, с90).
  Эксперименты показали, что когда испытуемым начинали платить за работу над интересными головоломками, они теряли интерес к решению.
  Награды могут и должны быть использованы, но прежде всего как способ выразить признание, уважение, а не как мотиваторы.

Рис. 5. Соотношение внешней и внутренней мотивации

Рис. 5. Соотношение внешней и внутренней мотивации

  А - внутренняя и внешняя мотивации уравновешены;
  Б - внешняя мотивация несколько преобладает над внутренней;
  В - внешняя мотивация угнетает внутреннюю.

  Как явления, противоречащие автономности, согласно Э. Деси, людьми воспринимаются угрозы, жесткие сроки, навязанные цели, надзор, оценки. Основополагающим в поддержке автономности личности он считает предоставление выбора в широком смысле слова.


 
© www.txtb.ru