Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


15.1. Глобализация и особенности ее проявления в политической, экономической и культурной сфере жизни общества

  На современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Укоренение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации процессов в современном мире. Что же такое глобализация?
  Существует огромное разночтение в понимании самой сущности глобализации. Это касается буквально всех аспектов сущности глобализации, начиная от самого факта ее признания, позитивного, либо негативного восприятия, истории, а тем более конкретных, специфических процессов глобализации - экономических, международных и т. д. Отчетливо этот тезис прозвучал в докладе на Совете по внешней и оборонной политике академика Е. М. Примакова, таким образом охарактеризовавшего свое отношение: «Я сначала постарался познать, что такое глобализация, для себя. Прочел много материалов, написанных на эту тему. В общем, оценки различны. Некоторые считают, что процессы глобализации начались практически до Первой мировой войны и были ею прерваны. Другие считают, что от глобализации отошли только после Второй мировой войны, когда началась политика протекционизма. Третьи считают, что глобализация охватывает все и вся, а первым глобалистом стал Кант, который заявил о том, что мир един и нужно мировое правительство. В общем, оценки чрезвычайно разнообразные, и они в принципе не дают возможности сразу же остановиться на каком-то одном варианте, который совершенно точно попытался бы всесторонне охватить это явление, столь часто употребляемое во всех научных работах, столь модное и сейчас».
  Процесс глобализации далеко не новый. Некоторые зачатки глобализации мы можем проследить уже в Эпоху Античности. В частности, Римская империя была одним из первых государств, которое утвердило свое господство над Средиземноморьем и привело к глубокому переплетению различных культур и появлению местного разделения труда в регионах Средиземноморья.
  Истоки глобализации находятся в XVI и XVII веках, когда устойчивый экономический рост в Европе сочетался с успехами в мореплавании и географическими открытиями. В результате португальские и испанские торговцы распространились по всему миру и занялись колонизацией Америки. В XVII веке Голландская Ост-Индская компания, торговавшая со многими азиатскими странами, стала первой подлинной межнациональной компанией. В XIX веке быстрая индустриализация привела к росту торговли и инвестиций между европейскими державами, их колониями и США. В этот период несправедливая торговля с развивающимися странами носила характер империалистической эксплуатации. В первой половине XX века процессы глобализации были прерваны двумя мировыми войнами и разделявшим их периодом экономического спада.
  После 1945 г. в мировом хозяйстве синхронно развернулись два важных процесса. С одной стороны, за счет взаимных инвестиций и взаимообмена технологиями, внедрения организационных инноваций началось сближение развитых стран по технико­экономическим, а также по социально-структурным и политическим показателям. С другой - распад колониальных империй, сознательный выбор в пользу модернизации, распространение «гибких» методов управления общественными процессами явились важными предпосылками качественно нового этапа глобализации. Этому также способствовало совершенствование транспорта и средств связи: контакты между народами, регионами и континентами ускорились, уплотнились и упростились.
  Итак, история вопроса, также вызывает немало споров: кто-то считает, что глобальные процессы начались с эпох великих географических открытий, кто-то - с И. Канта, а кто-то с книгопечатания. Думается, что первые предпосылки возникновения глобальных проблем, или начало процесса глобализации, можно отнести ко второй половине XX века, точнее 1945-75 годам. (Хотя Е. М. Примаков, например, относит этот период к временам Э. Канта). И вот почему. Вторая мировая война стала по сути дела первой глобальной войной, в которую в той или иной степени оказались вовлечены все континенты. Сразу же после войны была создана глобальная международная организация - ООН. В эти же годы стала рушиться колониальная система и возник комплекс социально-экономических проблем развивающихся независимых государств. В эти же годы процессы научно­технической революции, в т.ч. связи и информации, не только сложились, но и стали влиятельным политическим и экономическим фактором. Примечательно, что еще в начале 40-х годов В. И. Вернадский предсказал, спрогнозировал появление ноосферы, как «сферы разума», т. е. появление принципиально нового фактора, влияющего на развитие человеческой цивилизации. Можно сказать, таким образом, что первый период формирования глобальных процессов пришелся на третью четверть XX века. Второй период - 1970-е - 1990-е гг. можно охарактеризовать, как переход процессов глобализации в формально признанное мировым сообществом состояние, когда «вдруг» человечество столкнулось с комплексом глобальных проблем, назвало их, и предприняло первые робкие попытки их решения, например, в области международной безопасности, помощи развивающимся странам, экономического и гуманитарного сотрудничества. С конца 90-х годов начался на наш взгляд, третий период глобализации, у которого появились существенные особенности:
  Во-первых, достижения НТР в области информатики и связи, развитии международных контактов, в особенности, бурное развитие Интернета, привело к созданию глобального мирового сообщества, когда национальные границы во все большей степени становятся условностями. Во всяком случае, сохранение закрытых, авторитарных обществ, ограничение передачи знаний, информации и передвижений людей становятся практическим невозможными. Само по себе это уже не просто позитивное явление, но и проблема, а иногда угроза национальной идентичности, т. е. национальной безопасности;
  во-вторых, очевидный рост влияния США - не только политического, экономического, финансового, но и информационного, технологического, осознанное стремление использовать это влияние в соответствии с национальными интересами и ценностями США, придает особую специфику всем без исключения глобальным проблемам. Позиция США, их роль в решении глобальных проблем, становится в ряде случаев не просто важной, но и решающей. Очевидно, что далеко не всегда американские интересы и ценности совпадают с интересами других стран;
  в-третьих, многие нации и государства справедливо обнаружили в процессах глобализации явную угрозу своему развитию, даже существованию. В целом ряде стран появилась озабоченность правящих элит, сформировались социальные группы противодействия процессам глобализации. Иными словами, произошла серьезная переоценка, когда эти процессы стали восприниматься, в том числе и исключительно с негативными характеристиками.
  В условиях нынешнего монополярного мира тенденция к глобальной унификации отчасти компенсируется различиями крупных образований, объединяющих их, - региональными, культурными, социально-экономическими. С превращением мира в однополярный, в котором доминирует одна сверхдержава, действие этих компенсирующих факторов во многом снимается, и начинаются негативные черты глобализма.
  В такой глобальной обстановке (а после распада Советского Союза и системы Варшавского Договора в мире существует именно она) происходит и вульгаризация идеи глобализма. Сегодня на практике глобализация означает фактически трансформацию значительной части мира в своего рода Pax Americana со стандартизированным образом и идеалами жизни, формами политической самоорганизации общества, типом массовой культуры, жизненными ценностями и др.
  В этой связи необходимо повторить, что отнюдь не однозначно к глобализации относятся на Западе, в т.ч. и в США. Так, Н. Извеков справедливо пишет: «В настоящее время в серьезных изданиях США в той или иной форме ведется дискуссия на весьма актуальную тему об усиливающемся процессе глобализации и корпоратизации мировой экономики. При этом просматриваются два основных подхода к этой объективной тенденции, обусловленной в первую очередь активным процессом научно-технического прогресса в последние десятилетия. Происходящие ныне процессы часто именуют также «технологической революцией». С одной стороны, в США громко звучат мнения о том, что глобализация и сопутствующая ей модернизация несут с собой всеобщий прогресс и процветание, которые также приведут к утверждению «западных» культурных, моральных и иных ценностей повсюду в мире.
  Глобализация - процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.
  Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества.
  Однако глобализация процессов - это не только их повсеместность, не только то, что они охватывают весь земной шар. Глобализация связана, прежде всего, с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социальных, культурных, экономических, политических и иных связей, взаимодействий и отношений.
  Тем не менее, глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в современном мире, наряду с позитивными сторонами, породила ряд серьезных проблем, которые получили название «глобальных проблем современности»: экологических, демографических, политических и т. д. Все эти проблемы важны для настоящего и будущего человечества.
  В 1990-е гг. понятие глобализации стало существенным элементом международного политического процесса. Под ним понимается постепенное преобразование мирового пространства в единую зону, где свободно перемещаются капиталы, товары, услуги, новые идеи, развиваются современные институты и механизмы их взаимодействия. Можно рассматривать глобализацию как интеграцию на макроуровне, то есть как сближение стран во всех сферах: экономической, политической, социальной, культурной, технологической и др.
  Глобализация имеет и положительные и отрицательные черты, влияющие на развитие мирового сообщества. К положительным можно отнести отказ от послушного подчинения экономики политическому началу, решительный выбор в пользу соревновательной (рыночной) модели экономики, признание капиталистической модели как «оптимального» социально-экономического строя. Все это хотя бы теоретически сделало мир более однородным и позволило надеяться, что относительная однотипность общественного устройства будет способствовать устранению нищеты и бедности, сглаживанию экономического неравенства на мировом пространстве.
  Распад СССР в какой-то мере подтвердил тезис об однонаправленности исторического процесса. Именно в начале 1990-х гг. на Западе появилось немало последователей идеи всемирной либерализации. Ее авторы полагают, что глобализация - это одна из форм неолиберальной модели развития, прямо или косвенно влияющая на внутреннюю и внешнюю политику всех стран мирового сообщества.
  По их мнению, такая модель развития может оказаться «конечным пунктом идеологической эволюции человечества», «конечной формой человеческого правления, и в качестве таковой представляет собой конец истории». Проповедники такого хода развития считают, что «идеал либеральной демократии невозможно усовершенствовать», и человечество будет развиваться по этому единственно возможному пути.
  Представители этого направления в политологии и социологии считают, что современные технологии позволяют безгранично накапливать богатства и удовлетворять постоянно растущие человеческие потребности. А это должно привести к гомогенизации всех обществ вне зависимости от их исторического прошлого и культурного наследия. Все страны, осуществляющие экономическую модернизацию на основе либеральных ценностей, будут все более походить друг на друга, сближаться при помощи мирового рынка и распространения универсальной потребительской культуры.
  Эта теория имеет определенное практическое подтверждение. Развитие компьютеризации, волоконной оптики, совершенствование системы коммуникации, в том числе спутниковой, позволяет человечеству двигаться в сторону открытого общества с либеральной экономикой.
  Однако с таким оптимистическим прогнозом не согласны многие ученые и политические аналитики как в самих Соединенных Штатах, так и в ряде других развитых стран Запада, которые считают подобные суждения не просто поверхностными, но и вводящими в заблуждение, а поэтому опасными. Например, хорошо известный в Соединенных Штатах журнал политического инакомыслия «Нэйшн» в июле 1996 г. посвятил свой специальный выпуск проблеме глобализации, в частности ее теневой стороне. В передовой статье этого выпуска отмечалось: «Глобализация - это главное политическое явление наших дней, которое ведет к возникновению новых фундаментальных неравенств, снижению зарплаты, ухудшению природной среды, подрыву стандартов в области прав человека, по мере того как регионы и государства соревнуются между собой за инвестиции со стороны корпораций».
  Тезис об увеличении социального неравенства подкрепляется ссылкой на данные Бюро статистики США за июнь 1996 г., согласно которым разрыв между богатыми и бедными в этой стране достиг максимальной величины за весь период после окончания второй мировой войны. По расчетам американских экономистов, в нынешних условиях лишь незначительное меньшинство (около 20%) населения в той или иной мере может выиграть либо сохранить социальный статус в процессе реализации технологической революции, а подавляющее большинство рискует оказаться за пределами «прогресса», причем около трети уже ощутило на себе подобный негативный эффект. Эти подсчеты, однако, относятся лишь к развитым странам, в то время как в развивающихся государствах с их быстрым ростом населения соотношение «имущих» и «неимущих» может оказаться еще более неблагоприятным, а, следовательно, проблема окажется еще острее. Другие эксперты обращают внимание на такие аспекты нынешнего глобального развития, как определяющая роль в нем транснациональных корпораций (ТНК), указывают на то, что в последнее время высшее руководство ТНК утрачивает чувство гражданской ответственности по отношению к какому-либо конкретному государству, приобретая черты «:новых космополитов». Исследователи также проводят мысль, что нынешняя глобальная по своим масштабам деятельность ТНК по существу создает угрозу существования большинства национальных государств, поскольку они лишаются главного - экономического суверенитета.
  Почти как апокалиптическое предупреждение звучат слова Рифкина: «Мы вступаем в новую эпоху глобальных рынков и автоматизированного производства. Путь к экономике почти без рабочих четко виден. Приведет ли этот путь в надежную гавань или к ужасной пропасти, будет зависеть от того, насколько хорошо цивилизация сумеет подготовиться к после рыночной эре, которая последует за третьей промышленной революцией. Конец работе может означать смертный приговор цивилизации в той форме, в какой мы ее знаем. Конец работе может также сигнализировать о начале новой социальной трансформации, возрождению человеческого духа. Будущее в наших руках».
  Опасность такого «глобализма» не только в том, что он нарушает права народов на самостоятельное развитие. Тем самым ограничиваются и ресурсы поливариантного развития человечества, необходимые как гарантия корректности хода и перспектив его развития в возможных кризисных ситуациях. В этом смысле возникает, может быть, самый главный конфликт глобальных процессов. С одной стороны, основным предметом воздействия, основным средством производства становится интеллект человека, а значит его личность, самобытность, творческий потенциал, которые должны стремиться к развитию, наиполной реализации. А с другой - всемирная унификация, стремящаяся усреднить все и вся.
  Представление о мире как об однородном социально-экономическом пространстве, движимом единой мотивацией и регулируемом «общечеловеческими ценностями», является во многом упрощенным. Политики и ученые развивающихся стран испытывают серьезные сомнения в отношении западной модели развития. По их мнению, неолиберализм ведет к растущей поляризации бедности и богатства, к экологической деградации, к тому, что богатые страны приобретают все больший контроль над мировыми ресурсами.
  Неравенство в развитии различных стран прослеживается во всех сферах, в первую очередь в экономической. Так, одним из первых результатов глобализации явилась интеграция рынков. Однако на долю богатых стран в конце XX века приходилось 82% экспортной торговли, а на долю беднейших - 1%.
  Глобальное неравенство наглядно проявляется и в распределении прямых иностранных инвестиций: 58% этих инвестиций было размещено в промышленно развитых странах, 37% - в развивающихся и 5% - в переходных экономиках Восточной Европы и СНГ.
  США и Япония добиваются 90% прироста ВВП за счет внедрения современных достижений НТР, и по его производству на душу населения им нет равных. В России же этот показатель составляет всего 15% от уровня США, на 33% ниже среднемирового и обеспечивает нашей стране лишь 114 место в мире.
  Таким образом, глобализация в ее нынешней форме отвечает интересам богатых индустриальных стран, которые лидируют в продвижении новейших технологий на мировой рынок, и разделяет страны на те, что пользуются ее возможностями для своего развития, и те, которые лишены этого.
  В социальной сфере глобализация предполагает создание общества, которое должно быть основано на уважении прав и фундаментальных свобод человека, на принципе социальной справедливости. Однако число живущих в нищете во всем мире составляло в конце XX века более 1 млрд человек, более 800 млн (30% активного населения) являлись безработными, или были заняты частично. По данным Всемирного банка и ООН, за последние 15 лет доход на душу населения снизился в более чем 100 странах мира. До сих пор половина из 6 млрд населения земли живет менее чем на 2 доллара в день; 1,3 млрд - менее чем на 1 доллар в день, включая 150 млн граждан бывшего Советского Союза; 2 млрд человек лишены источников электроэнергии; почти 1,5 млрд не имеют возможности пользоваться безопасной чистой водой; каждый из 7 детей школьного возраста не ходит в школу. Более 1,2 млрд человек в развивающихся странах не располагают элементарными условиями, которые позволили бы им жить более 40 лет.
  У развивающихся стран (Индия, Китай) и у стран с переходной экономикой (Россия) нет возможности достичь уровня материального благополучия богатых стран. Неолиберальная модель развития не позволяет удовлетворить даже базовые потребности огромных масс населения.
  Растущий социально-экономический и культурный разрыв между верхними и нижними слоями мирового сообщества становится еще более очевидным, если сопоставить доходы отдельных богатейших людей планеты с доходами целых стран. Совокупное состояние 200 самых богатых людей Земли в 1998 г. превысило совокупный доход 41% населения Земли.
  Проявления глобализации
  В политической сфере:
  • возникновение наднациональных единиц различного масштаба: политических и военных блоков (НАТО), имперских сфер влияния (сфера влияния США), коалиций правящих групп («Большая семерка»), континентальных или региональных объединений (Европейское сообщество), всемирных международных организаций (ООН);
  • возникновение контуров будущего всемирного правительства (Европейский парламент, Интерпол);
  • растущая политическая однородность мирового сообщества (демократизация общественно-политической жизни).
  В экономической сфере:
  • усиление значения наднациональной координации и интеграции (ЕС, ОПЕК), региональных и мировых экономических соглашений;
  • глобальное разделение труда;
  • возрастание роли многонациональных и транснациональных корпораций (ТНК) («Ниссан», «Тойота», «Пепси»);
  • становление универсального, единого экономического механизма, охватывающего весь мир;
  • молниеносность, с какой финансовые рынки реагируют на события в отдельных странах.
  В сфере культуры:
  • превращение планеты в «мировую деревню» (М. Маклуэн), когда миллионы людей благодаря средствам массовой информации практически мгновенно становятся свидетелями событий, происходящих в разных уголках Земного шара;
  • приобщение людей, живущих в разных странах и на разных континентах, к одному и тому же культурному опыту (олимпиады, рок-концерты);
  • унификация вкусов, восприятий, предпочтений (кока-кола, джинсы, «мыльные оперы»);
  • непосредственное знакомство с образом жизни, обычаями, нормами поведения в других странах (через туризм, работу за границей, миграции);
  • появление языка международного общения - английского;
  • повсеместное распространение унифицированных компьютерных технологий, интернет;
  • «размывание» местных культурных традиций, их замена массовой потребительской культурой западного типа
  Следует отметить, что в последнее время в глобализации все больший вес приобретают экономические аспекты. Поэтому некоторые исследователи, говоря о глобализации, имеют в виду лишь ее экономическую сторону. В принципе, это однобокий взгляд на сложное явление. Вместе с тем анализ процесса развития глобальных экономических связей позволяет выявить некоторые особенности глобализации в целом.
  Глобализация затронула и социальную сферу, хотя интенсивность этих процессов во многом зависит от экономических возможностей интегрируемых составных частей. Социальные права, доступные ранее населению только развитых государств, постепенно перенимаются для своих граждан и развивающимися странами. Во все большем числе стран возникают гражданские общества, средний класс, в некоторой степени унифицируются социальные нормы качества жизни.
  Весьма заметным явлением за последние 100 лет стала глобализация культуры на базе колоссального роста культурного обмена между странами, развития индустрии массовой культуры, нивелировки вкусов и пристрастий публики. Этот процесс сопровождается стиранием национальных особенностей литературы и искусства, интеграцией элементов национальных культур в формируемую общечеловеческую культурную сферу. Глобализация культуры явилась также отражением космополитизации бытия, языковой ассимиляции, распространения по планете английского языка как глобального средства общения и других процессов.
  Как у всякого сложного явления, у глобализации появились как положительные, так и отрицательные стороны. Ее последствия связаны с очевидными успехами: интеграция мирового хозяйства содействует интенсификации и росту производства, освоению технических достижений отсталыми странами, улучшению экономического состояния развивающихся стран и т. д. Политическая интеграция помогает предотвращать военные конфликты, обеспечивать относительную стабильность в мире, делать многое другое в интересах международной безопасности. Глобализация в социальной сфере стимулирует огромные сдвиги в сознании людей, распространение демократических принципов прав и свобод человека. Список достижений глобализации охватывает различные интересы от личного характера до мирового сообщества.
  Однако имеется и большое количество негативных последствий. Они проявились в виде так называемых глобальных проблем человечества.
  Под глобальными проблемами понимаются всеобщие, имеющие по охвату, силе и интенсивности планетарный масштаб затруднения и противоречия во взаимоотношениях природы и человека, общества, государства, мирового сообщества. Эти проблемы в неявном виде частично существовали ранее, но в основном возникли на современном этапе в результате негативного хода деятельности людей, естественных процессов и, в значительной степени, как последствия глобализации. По сути, глобальные проблемы - не просто последствия глобализации, а самовыражение этого сложнейшего явления, не управляемого в основных своих аспектах.
  Глобальные проблемы человечества или цивилизации осознаны по-настоящему только во второй половине XX века, когда резко возросла вызвавшая глобализацию взаимозависимость стран и народов, а неразрешенность проблем проявилась особенно явственно и разрушительно. Кроме того, осознание некоторых проблем пришло лишь тогда, когда человечество накопило огромный потенциал знаний, сделавших эти проблемы зримыми.
  Наличие нерешенных глобальных проблем характеризует тот высокий риск существования современной цивилизации, который сложился в начале XXI века.
  Ныне к глобальным проблемам привлечено всеобщее внимание международных организаций, государств, общественных объединений, ученых, простых граждан. В мае 1998 года саммит руководителей «Большой восьмерки» государств уделил этому вопросу особое внимание. Главы Великобритании, Германии, Италии, Канады, России, США, Франции и Японии на совещании в Бирмингеме (Великобритания) занимались поиском путей решения глобальных проблем, которые, как они заявили, «во многом определяют жизнь людей в каждой из наших стран».
  Некоторые исследователи выделяют из глобальных проблем наиболее важные - так называемые императивы - настоятельные, непреложные, безусловные требования, в данном случае - веления времени. В частности, называют экономический, демографический, экологический, военный и технологический императивы, считая их главными, а большинство остальных проблем - производными от них.
  В настоящее время к числу глобальных относят большое число проблем разной природы. Классифицировать их трудно по причине взаимовлияния и одновременной принадлежности к нескольким сферам жизнедеятельности. Достаточно условно глобальные проблемы можно подразделить на:
  • природного характера - природных катастроф и изменения цикличности природных явлений;
  • экологические - проблемы кризиса природной среды в связи с антропогенным воздействием, вернее, целый комплекс проблем, связанных с загрязнением суши, гидросферы и атмосферы, изменением климата, истощением озонового слоя атмосферы, сведением лесов, опустыниванием, исчезновением отдельных биологических видов, имеющих своим результатом нарушение биогеохимического круговорота, ведущего к возможной экологической катастрофе;
  • техногенных катастроф (техногенной безопасности), которая имеет смешанный социально-экономический и технологический характер;
  Глобальные проблемы человечества:
  • социального характера - демографический императив с его многочисленными составляющими, проблемы межэтнического противостояния, религиозной нетерпимости, образования, здравоохранения, организованной преступности;
  • социально-биологические - проблемы возникновения новых болезней, генетической безопасности, наркомании;
  • социально-политические - проблемы войны и мира, разоружения, распространения оружия массового поражения, информационной безопасности, терроризма;
  • экономического характера - проблемы устойчивости мировой экономики, истощения невозобновляемых ресурсов, энергетики, бедности, занятости, нехватки продовольствия;
  • духовно-нравственной сферы - проблемы падения общего уровня культуры населения, распространения культа насилия и порнографии, невостребованности высоких образцов искусства, отсутствие гармонии в отношениях между поколениями и многие другие.
  Из приведенной классификации ясно, что она действительно во многом условна. Ведь бедность и занятость - не только экономические, но и социальные проблемы, а приведенные социально-политические и социально-биологические проблемы двойственны и требуют для своих групп такого же двойственного обозначения. Совокупность этих проблем поставила перед человечеством глобальную проблему «выживания человечества». Основатель международного исследовательского центра «Римского клуба», изучающего перспективы человечества перед лицом современных глобальных проблем, А. Печчеи так сформулировал сущность этой проблемы: «Истинная проблема человеческого вида на данной ступени его эволюции состоит в том, что он оказался полностью неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые сам внес в этот мир». Поскольку проблема, возникшая на этой критической стадии его развития, находится внутри, а не вне человеческого существа, взятого как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, то и ее решение, по мнению Печчеи, должно исходить, прежде всего, и главным образом, изнутри его самого. И если мы хотим обуздать техническую революцию и направить человечество к достойному его будущему, то нам необходимо, прежде всего, подумать об изменении самого человека. Чем выше уровень технического производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека, его взаимодействия с окружающей средой. Соответственно должна сформироваться новая гуманистическая культура, в которой человек должен рассматриваться как самоцель общественного развития. Отсюда и новые требования к личности: в ней должны гармонически сочетаться высокая квалификация, виртуозное овладение техникой, предельная компетенция в своей специальности с социальной ответственностью и общечеловеческими нравственными ценностями.
  То же можно сказать о проблеме техногенных катастроф. Она напрямую связана с вопросами проектирования, производства, эксплуатации в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве. С другой стороны, эта проблема имеет весомую экономическую составляющую, обусловленную ущербом, затратами на восстановление и упущенной выгодой. И, наконец, ее характер во многом обусловлен тяжелыми социальными и экологическими последствиями каждой катастрофы.
  Характерной чертой положения дел с глобальными проблемами является рост их числа, усугубление или проявление новых, совсем недавно неизвестных угроз. Среди сравнительно новых проблем могут быть названы: глобальное изменение климата, эпидемия СПИДа и др.
  В последнее время в связи с ростом опасности крупных производственных аварий на потенциально опасных объектах (атомных электростанциях, химических предприятиях, плотинах и др.) в качестве глобальной начинает признаваться уже упомянутая проблема техногенной безопасности. Она может быть отнесена, ввиду ее многоликости, к различным группам глобальных проблем (например, к экономическим или экологическим) или выделена в самостоятельную проблему.
  Перечисленные глобальные проблемы демонстрируют широчайший спектр угроз, возникших перед человечеством на рубеже веков, рисуют тревожную картину. Нерешенность этих проблем порождает опасности, несущие серьезные угрозы цивилизации, которые могут проявляться в различных областях человеческой жизнедеятельности, соответствующих характеру проблем-прародительниц. Знание природы этих угроз позволяет принимать превентивные меры по снижению потенциальной опасности глобальных проблем, предотвращению возможных чрезвычайных ситуаций, обусловленных ими.
  Основная масса глобальных проблем в настоящее время своих решений не находит. Это происходит, прежде всего, из-за естественной и резкой ограниченности земных ресурсов, их фатальной конечности. Кроме того, радикального решения глобальных проблем найти не удается из-за их колоссальной сложности, огромного масштаба и отсутствия в отдельных странах и у мирового сообщества в целом необходимых ресурсов и политической воли; из-за конъюнктурных животрепещущих потребностей текущей жизни, отвлекающих от более далеких перспектив; из-за противоречий между странами и неравноправия между ними.
  Человечество ищет выходы из глобального кризиса. Основной существующий подход, одобренный мировым сообществом, - устойчивое развитие. Его основная идея - оптимальное самоограничение, справедливое равноправное распределение ресурсов, остановка неограниченного роста потребления, обеспечение экологической безопасности. Однако, как всякую «прекраснодушную» идею, реализовать ее в конкурентном мире весьма затруднительно.

 
© www.txtb.ru